22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант: самый «русский» из всех немецких философов. Судите сами: если Владимир Великий и Ярослав Мудрый украинцы, потому что жили на территории современной Украины, то Иммануил Кант – русский, потому что и жил, и творил, и умер, и похоронен он в славном русском городе Калининграде. Правда, тогда Калининград называли Кёнигсбергом. Впрочем, «русское» на этом не заканчивается…
Сверхчеловеческий вопрос
Иммануил Кант – великий философ. Это знает почти каждый. Но не каждый расскажет, чем же он так велик. А ведь у одних только немцев мыслителей целая рота наберётся. Что, впрочем, и немудрено для мужественной и воинственной нации, так как бесстрашие воина перед лицом смерти в какой-то мере – трагизм мысли философа перед лицом истины.
Благородная философия Канта была очень смелой. Судите сами, на дворе XVIII век, эпоха Просвещения. Мыслители-просветители приходят к выводу, что самое главное в человеке и самое важное для человека – это разум. С помощью разума можно всё познать и всё объяснить. Казалось бы, чем не «немецкая» концепция с её холодным рационализмом и подчёркнутым педантизмом?
Но в это же время один университетский преподаватель из Кёнигсберга пишет трактат под названием «Критика чистого разума», в котором не просто позволяет себе усомниться в возможностях человека, но и убедительно доказывает его беспомощность перед вечными «сверхчеловеческими» вопросами.
Немецкая трагедия
После Средних веков гордый европейский ум позволил себе усомниться в существовании Бога. И хоть костры инквизиции погасли, стало намного страшнее. Нужно было решать вопросы, на которые раньше ответ давала религия. Кант не побоялся решить самую страшную задачу своего времени: что делать, если Бог мёртв? По сути, он пришёл к такому же выводу, что и уважавший его Фёдор Михайлович Достоевский: «Если Бог умер, то всё дозволено».
Просветители пытались найти спасение в разуме. Кант показал, как ненадёжно такое убежище. И сделал это очень красиво. В знаменитых антиномиях чистого разума он приводит шесть доказательств и шесть опровержений существования Бога. Вкратце они сводятся к следующему выводу: Бог есть — это логически доказуемо, Бога нет — и это логически доказуемо. Человеческий разум бессилен перед сверхразумным. Для гордого тевтонского духа (кстати, Кёнигсберг основали как крепость рыцарей Тевтонского ордена) осознать свою слабость равносильно подвигу.
Кант совершил этот подвиг. Философ считал, что человеку вне религии необходимо стремиться к идеалу, при этом понимая, что идеал недостижим. И жить по категорическому императиву, то есть так, как если бы Бог был. «Смирись, гордый человек», – этот призыв Достоевского можно поставить эпиграфом ко всем трудам Канта. Однако «смирение» слишком русское слово. Тевтонский дух всегда жаждал борьбы. Фауст не опустит оружие, но он никогда не скажет: «Мгновенье, о как прекрасно ты, повремени!» Не случайно другой немецкий мыслитель Освальд Шпенглер всю европейскую цивилизацию называл «фаустовской».
Немецкий романтизм, философскую почву для которого подготовил Кант, остался «сверхчеловечески» прекрасным в своём трагизме. Вместе со своей любимой застрелился Генрих фон Клейст, спился Гофман, от тоски по погибшей возлюбленной умирает молодой Новалис… Романтики не исчезли вместе с модой на литературное направление: список трагедий пополнялся. Сходит с ума Фридрих Ницше, стреляется кантианец Отто Вейнингер…
Занавес
Немцы были б не немцы, если бы их трагедия в итоге не проявилась в масштабе всей нации. Более того, немцы были б не немцы, если б сценой их трагедии не стал весь мир. Занавес опустился 9 мая 1945 года. Рыцарская мечта стать спасителями и хозяевами мира так и осталась мечтой. Не обошлось и без горькой иронии, подчеркнувшей поражение гордых романтиков. Их одолела «низшая раса», которую они так и не поняли, «низшая раса», которая заставила их себя уважать. Их остановили в одном шаге от Москвы, когда они уже были готовы произнести: «Мгновенье, о как прекрасно ты…»
Горькая ирония, но имя Канта – Иммануил означает «С нами Бог». Именно этот девиз (Gott mit uns) был у солдат вермахта. И победили этих солдат на той самой земле, на которой впервые сказали: «Смирись, гордый человек». То есть сказали самый краткий перевод сочинений Иммануила Канта, самого «русского» из всех немецких философов. Философа, чей родной город Кёнигсберг стал русским Калининградом.
Артём ЮРЬЕВ