О том, что начатый в 1991 году проект «Украина» заключается в превращении бывшей УССР в Антироссию, говорили много. Одни с тревогой, другие с предвкушением. Одни открыто, другие – камуфлируя ожидаемый результат словесной шелухой.
Работа по созданию «нового украинца», которому предстояло стать инструментом для построения «Украины – не России», шла огромная, комплексная и системная. В голодные и смутные девяностые годы выискивались потенциальные лидеры и агенты влияния, которых натаскивали, финансировали и продвигали западные специалисты. Под контролем кураторов эти ребята катались на учёбу и стажировку в западные страны, после возвращения продвигались в органы власти, редакции СМИ, общественные и политические организации. Они служили примером для подрастающего поколения, которое, смотря на успех прозападных активистов, делало нужные кукловодам выводы. В итоге уже к началу нового века страна оказалась плотно опутанной паутиной из сотен формально независимых, но продвигающих общую повестку организаций, пустивших метастазы во все сферы общественной жизни.
Шаг за шагом они отрывали страну от России, били по исторической памяти и православию, создавали свою мифологию, а в конце 2004 года внезапно для миллионов аполитичных граждан продемонстрировали свою силу, приведя к власти недоброй памяти пана Ющенко. И вот тут начался новый этап построения Антироссии. Весь государственный аппарат был брошен на форсированное создание украинской политической нации. По информационной сфере, системе образования, культуре и искусству прошёлся каток русофобии, ломавший всё, что напоминало об общем прошлом и единстве с россиянами. Школьные и университетские программы перекраивались в угоду националистической идеологии, превращаясь в пропагандистские придатки системы, выпускающие в жизнь молодых людей с отформатированными мозгами и готовыми простыми ответами на сложные вопросы. С этого момента война стала неизбежной, хотя мало кто об этом задумывался.
Однако не везде украинизация шла гладко. Миллионы людей в Крыму, Донбассе, Одессе, каждый на своём месте как мог, сопротивлялись, саботируя присылаемые из Киева требования, сохраняя память, язык и культуру. И даже одерживали маленькие победы, одну из которых хочется вспомнить.
Формируя свой миф, бандеровцы стремились найти в прошлом события, которые могли бы служить доказательством их версии истории, и персонажей, которых можно было бы назвать героями и сделать примерами для жителей страны. Этим Ющенко пытался доказать, что его политика не холуйство перед Западом, а следование исторической традиции, а значит естественна и обязательна. Вот только если на Западной и даже в Центральной Украине можно было найти «новых героев» из числа петлюровцев и бандеровцев, то среди уроженцев Донбасса нацистов, которых можно было бы поднять на щит, не было. Вся история и культура нашего края наглядно демонстрировали чуждость украинскому проекту.
Пришлось украинизаторам импровизировать и искать в своём пантеоне кого-то, хоть каким-то боком причастного к Донбассу. И такой персонаж был найден. В середине прошлого века будущий диссидент-антисоветчик Василь Стус учился в Донецком университете, а потом даже целый год работал в Горловке. Никого не смущало и то, что пребывание в Донбассе было только коротким и ничем не примечательным периодом в жизни Стуса, и то, что он сам наш край не любил, о чём оставил воспоминания. Да и как человек он был, мягко говоря, весьма своеобразный и малосимпатичный. Зато он боролся с москалями, писал стихи, некоторые из которых на общем фоне украинской литературы выглядели весьма прилично, и пострадал от советской власти, скончавшись в исправительном лагере!
Началась медийная раскрутка этого персонажа, которого объявили великим поэтом, мучеником и образцом патриота. Благо он уже был мёртв и не мог ничем испортить создаваемый образ, а людей, знавших его, в регионе не осталось. Зато его националистические идеи, рассыпанные в творчестве, и сам образ поэта-борца должны были воздействовать на сознание школьников, приучая к идее об украинском Донбассе.
Стуса дончанам навязывали агрессивно и масштабно. Сначала в его честь стали проводить всякие культурные и околокультурные мероприятия, формируя узнаваемость Стуса и приучая молодёжь и чиновников к ФИО этого героя. Потом имя Стуса присвоили одной из донецких школ, а на здании университета появился барельеф поэта. В итоге этот поэт был введён в число официозных авторов, имена которых школьники должны знать.
В 2008 году националисты стали требовать присвоить Донецкому университету имя Стуса. Киев мгновенно эту «инициативу с мест» подхватил. На студентов и администрацию вуза началось очень нешуточное давление. Земляки не прогнулись: собрание студентов и преподавателей отвергло это предложение. Да ещё неожиданно для инициаторов против такого глумления выступило множество дончан, активно включившихся в информационную войну за свою Alma mater. Сопротивление объединило и действующих сотрудников, и выпускников разных лет. Подключились политики, журналисты, общественники… Были митинги и сборы подписей, листовки и обращения.
В ответ националисты обвинили дончан в антиукраинской политике, начали травлю ректора и противников переименования, а еще обратились за помощью в Верховную Раду, с трибуны которой один из депутатов клеймил нас и требовал отставки местных руководителей. В общем, скандал быстро вышел за рамки города, а вопрос переименования стал принципиальным. И в итоге националистам пришлось отказаться от своих планов, что стало одной из побед здравого смысла над украинизаторами. Они, правда, не угомонились, и раз уж не вышло с университетом, то попытались переименовать областную библиотеку имени Крупской, но и там их ждало фиаско.
Вот так Донбасс сопротивлялся идеологическому вирусу, который нам пытались навязать необандеровцы. И в отличие от многих регионов, шахтерский край сумел отстоять свою суть, что, согласитесь, даёт ещё один повод для гордости за нашу малую родину.
«Евгений Онегин» вдохновляет бойцов на передовой. Фото из личного архива Андрея Гречко
Во время этих бесперспективных политических поисков украинствующих Донбасс сосредоточился на своих датах. Часто вспоминали о «Дне воссоединения Украины и России», отмечали его уличными акциями в январе. Осенью, 4 ноября, приходили на шествия ко Дню народного единства.
Летней датой для русских патриотов Донбасса был и остаётся, конечно же, День русского языка и День рождения Александра Сергеевича Пушкина – 6 июня.
Сергей БУНТОВСКИЙ