Написать данную статью, меня побудило участие в Форуме «Сообщество» Общественной Палаты РФ, проходившего 22–23 августа в Магасе (Республика Ингушетия). На одной из секций я с огромным интересом выслушал доклад о работе Примирительной комиссии при главе Республики Махмуд-Али Макшариповиче Калиматове.
В докладе отмечалось, что с начала года в Ингушетии удалось примирить участников 34 сложных конфликтов, «возникших по следующим причинам: убийство, бытовая ссора, дорожно-транспортные происшествия. Также ряд спорных ситуаций связан с претензиями некоторых представителей крупных тейпов на земли и башенные комплексы в горной Ингушетии» (Пресс-служба Главы и Правительства РИ, 02.08.2024).
В настоящее время комиссии по примирению враждующих семей также созданы в муниципальных образованиях региона. В составе данных комиссий работают главы сельских поселений, представители сельского совета, депутаты, имамы мечетей, авторитетные старейшины тейпов, общественники, а также полицейские».
Результаты работы комиссии впечатляют и опыт её работы доказывает, что медиация может быть успешной, если она основана на уважении к местным традициям и культуре. Он также высвечивает важность участия в процессе урегулирования конфликта авторитетных представителей общественности, которым доверяют обе стороны.
Об этой очень интересной и полезной практике, основанной на традиционных религиозных и культурных ценностях, мы и поговорим в настоящей статье.
Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни и самой «социальной ткани» общества. Они могут возникать между людьми, группами людей и даже целыми народами и странами.
В Коране есть множество примеров того, как важно искать пути мирного разрешения конфликтов. В Священных Книгах говорится о важности прощения, терпения и понимания. Эти ценности особенно актуальны сегодня.
Традиционные способы урегулирования конфликтов включают в себя переговоры, арбитраж и судебное разбирательство. Все эти методы имеют свои достоинства и недостатки. Переговоры могут быть неэффективными, если стороны не готовы к совместному поиску конструктивного решения спорных вопросов. Арбитраж может привести к тому, что одна сторона будет чувствовать себя ущемлённой. Судебное разбирательство может быть долгим и дорогостоящим.
Сура 4: «Ан-Ниса» («Женщины») гласит:
«Если между супругами произойдёт ссора, и вы боитесь разрыва, то призовите судью из своих родственников и судью из её родственников, которые желают примирить их, и тогда Аллах поможет достичь им доброго решения для супружеской пары: для продолжения мирной супружеской жизни или мирного, доброго разрыва. Поистине, Аллах знает и видит явные и тайные дела Своих рабов»!
В исламском праве существуют следующие форматы внесудебного разрешения конфликтов:
Примирение (Сулх):
— Аль-Джурджани («Таарифат») определяет Сулх как «соглашение о прекращении спора».
— Османский кодекс «Маджалла» определяет «Сулх» в статье 1531 как: «Договор, устраняющий спор путем согласия».
— Сулх также определяется как: «Соглашение между двумя или более сторонами о разрешении конкретного спора путем устранения его причин».
Посредничество (Вассата):
Аль-Джахшиари (331 г.х./943 г. н. э.) в своей книге «Китаб альвузара» описывает посредничество Мухаммада ибн Муслима, с целью урегулирования споров о платеже земельного налога (харааджа), и также Посредничество Яхьи между неким человеком и аббасидским халифом Харуном ар-Рашидом (198 г.х./ 814 г. н. э.). В исламском праве посредничество принято называть «хождение между спорящими».
Медиация (вассата) — это доброжелательная и необязывающая процедура прекращения спора. Для неё характерно участие одного или нескольких посредников в споре, по собственной инициативе, либо по приглашению сторон.
Таким образом, исламская медиация – это процесс урегулирования разногласий, в котором беспристрастная третья сторона (посредник) помогает спорящим людям найти взаимоприемлемое решение.
Исламская медиация основана на следующих принципах:
— процесс должен быть справедливым для всех сторон с равным представительством каждой стороны;
— процесс требует совместного решения проблем между участниками спора;
— усилия, направлены на создание ситуации «выигрыш/выигрыш», приемлемой для всех сторон;
— нацеленность на будущее с акцентом на восстановление отношений или признание того, что несогласие тоже приемлемо, но должно выражаться в приемлемой форме и конструктивно;
— уважение ко всем заинтересованным сторонам должно стоять на переднем крае всех дискуссий и переговоров;
— прошлые проблемы могут быть частью обсуждения без возложения вины за то, что произошло в прошлом;
— убеждение в том, что признание чувств и фактов позволяет участникам отпустить гнев и двигаться вперед;
— подтверждение веры в то, что Аллах наблюдает за всем.
Пророк Мухаммад (мир Ему и благословение Аллаха) обычно поощрял и давал возможность всем сторонам:
— подумать о здравом смысле для решения проблем, который принесет пользу всем, включая семьи участников и общество в целом;
— подумать, как стороны могли бы исправить ситуацию и найти собственное практическое решение, которое принесет пользу всем сторонам;
— восстанавливать отношения, работая вместе, чтобы найти общую почву для решения проблемы;
— достичь соглашения, которое является их собственным.
С тех пор, медиация прошла большой путь и выработала целый ряд практических приёмов, которые опираются на последние достижения психологии личности, социальной психологии, культурной антропологии и нейронаук.
В классическом учебнике академика В.А. Тишкова и профессора Ю. П. Шабаева «Этнополитология: Политические функции этничности» указано:
«Существует четыре основные формы разрешения социальных конфликтов, к которым относятся и этнополитические конфликты:
— насильственная, предполагающая использование силы, включая вооруженное противостояние сторон конфликта;
— состязательная, предполагающая использование для разрешения конфликта судебные процессы, служебные расследования и другие процедуры;
— согласительная, основывающаяся на достижении компромисса, консенсуса между конфликтующими сторонами и использующая для достижения согласия медиацию (использование по взаимному согласию сторон нейтрального посредника, не афиширующего свою деятельность), переговоры, независимую процедуру;
— смешанная, предполагающая использование таких процедур, как мини-суд, арбитраж, посредничество и др.».
Как следует из приведённого выше отрывка книги – медиация и иные формы согласительного урегулирования конфликтов являются важным элементом в комплексе предупреждения и урегулирования социальных конфликтов!
Опираясь на традиционные ценности культур и народов России, и используя последние наработки современной медиации – гражданское общество может и даже обязано активно включиться в созидательную работу по укреплению межнационального и межрелигиозного единства в России!
При этом, важно понимать того, что «единство» – это не застывшая ригидная конструкция, а динамичная адаптивная форма, позволяющая нашему обществу развиваться, конструктивно дискутировать, преодолевать постоянно проявляющиеся противоречия и решать их совместно и уважительно для всеобщего блага.
Разумеется, медиация не является панацеей от всех конфликтов. Она далеко не всегда эффективна, но будучи применённой в комплексе мер, который имеет потенциал и других, более жёстких средств урегулирования — часто выбирается сторонами, как предпочтительный способ нормализации ситуации.
По нашему мнению, обучение согласительным способам урегулирования социальных конфликтов государственных и муниципальных служащих и активистов НКО – настоятельное требование времени, и такую работу мы ведём, совместно с ОПРФ и ФАДН России.
Автор: Николай Григорьев, член Общественного Совета ФАДН, член Экспертного совета ФАДН