Сталинград, Харьков, Синельниково, Никополь, Бреслау… На всём этом фронтовом пути Великой Отечественной войны на самых разных объектах можно было встретить надписи: «Мин нет! Скрипченко». И никто не догадывался, что её сделал гвардии старший сержант инженерно-сапёрного батальона, а в довоенные годы известный вратарь сталинского «Стахановца» – Константин Скрипченко
С первых дней войны на призывные пункты пришли игроки «Стахановца»: защитники Николай Кузнецов и Георгий Мазанов, нападающие Сергей Домбазов и Пётр Юрченко. Сегодня расскажу лишь о некоторых футболистах сталинской команды, ушедших на фронт защищать нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
«Мин нет! Скрипченко»
И начну с Константина Скрипченко, который родился в Снежном в 1915 году. Защищать ворота «Стахановца» начал в 1937 году. Скрипченко входил в число лучших вратарей довоенного советского футбола.
Узнав о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков, Константин Скрипченко отправился на призывной пункт. В регулярных частях Красной армии – с июля 1941 года. Всю войну прошёл сапёром – от рядового красноармейца до гвардии старшего сержанта.
Первая награда – осенью 1942 года медаль «За отвагу». Строки из наградного листа: «4 июля 1942 года во время сильной бомбардировки и продвижения танков противника и бронемашин противника, после отхода наших прикрывающих частей, красноармеец тов. Скрипченко перекрыл проход в минном поле. Несмотря на то, что возле него были убиты два красноармейца, он продолжал выполнять мужественно боевую задачу. Вследствие чего танки и бронемашины противника вынуждены были приостановиться и расчлениться – пошли в обход заминированного участка в связи с подрывом их танков. Тов. Скрипченко, отходя к противотанковому рву, также под огнём противника перекрыл другое минное поле, где танки и бронемашины начали выходить на исходный рубеж для атаки. В дальнейшем танки и бронемашины противника приостановили движение, не имея выхода через противотанковый ров, наткнулись на заминированный узкий проход. Два танка подорвались на минном поле, и часть подбита бронебойщиками».

Военная судьба уготовила Скрипченко запоминающуюся встречу в 1942-м в Сталинграде. Нет, не с человеком, со стадионом. Получил старший сержант Скрипченко задание минировать места возможных проходов вражеских танков. Прибыл на участок, огляделся. Да это же «Трактор»! Стадион, на котором не раз играл в составе «Стахановца». Вспомнил мирное время, вздохнул, а потом, стиснув зубы, занялся минированием. А в 1943 году Скрипченко был награждён медалью «За оборону Сталинграда».
В сентябре 1943 года Скрипченко был награждён орденом Красной Звезды. В наградном листе в «Кратком, конкретном изложении личного боевого подвига или заслуг» записано: «При форсировании реки Днепр в районе села Алексеевка тов. Скрипченко была поставлена боевая задача переправить десант на правый берег реки Днепр. Поставленная задача была выполнена в количестве 30 человек, и переправлена материальная часть: 2 пушки и до полутонны боеприпасов. По возвращении парома назад на реке Днепр был пробит паром. Тов. Скрипченко под сильным обстрелом артиллерийско-миномётным и пулемётным огнём исправил паром, подобрав 7 тонувших бойцов и доставив их на берег. Бесстрашный боевой командир вполне достоин правительственной награды ордена Красной Звезды».
Подразделение Скрипченко освобождало от немецких оккупантов Польшу. Было это в феврале 1945 года. Вратарь «Стахановца», выполняя боевые задания при форсировании рек Висла и Одер, проявил мужество и отвагу. За счёт этого был удостоен второго ордена Красной Звезды.
Игнорируя бронь
В довоенном «Стахановце» одним из лучших нападающих, капитаном команды был Григорий Балаба – уроженец Волчанска Харьковской области. Его семья в середине 1920-х годов переехала в Кадиевку (ныне – Стаханов, ЛНР). 13-летним пацаном Гриша работал на шахте лампоносом, чтобы помочь материально родителям. Именно тогда он увлёкся футболом. Благо в Донбассе уже в те годы этот вид спорта был самым популярным. 20-летний Балаба в начале 1930-х годов играл за кадиевское «Динамо», за сборную Донбасса.

В 1937-м Григорий пришёл в сталинский «Стахановец». Перед началом сезона–1941 Балаба вошёл в число первых шести футболистов «Стахановца», которым было присвоено звание «Мастер спорта СССР». Но вскоре по указанию свыше Григорий был переведён в московскую команду «Профсоюзы-1», в составе которой успел сыграть 6 матчей чемпионата–1941, который прервала Великая Отечественная война.
Балаба с семьёй был эвакуирован в Казахстан в октябре 1941 года. У Григория, как у футболиста профсоюзной команды, была бронь. Но не таков был довоенный капитан «Стахановца», чтобы отсиживаться в тылу, и в январе 1942 года ушёл на фронт добровольцем. Принимал участие в обороне Москвы. В 1943 году получил тяжёлое ранение руки. Лишь чудо, которым стали золотые руки медиков, помогло избежать ампутации.
За проявленные мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками младший лейтенант Григорий Фёдорович Балаба награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Вратарь полковой разведки
Уроженец Горловки, Евгений Бушной защищал ворота «Стахановца» в 1939 году. Затем, в 1940 году, по имеющейся информации вернулся в родную Горловку, где играл за местные команды. 22 августа 1941 года Горловским ГВК Сталинской области был призван в Красную армию. Прошёл боевой путь от рядового до старшего сержанта. Был помощником командира взвода пешей разведки, командиром взвода полковой разведки. Сражался на Юго-Западном и Донском фронтах, участник Сталинградской битвы. Награждён орденами Красной Звезды и Славы III степени.

В январе 1943 года получил тяжёлое пулевое ранение во время Сталинградского сражения. Можно предположить, что после тяжёлого ранения Бушной лечился по госпиталям. Информацию о его дальнейшем фронтовом пути не удалось найти. Но тот бой, в котором Бушной получил тяжёлое ранение, не был забыт. Как говорится, награда нашла героя. В 1947 году решением Президиума Верховного Совета СССР Евгений Моисеевич Бушной награждён орденом Славы III степени.
По окончании Великой Отечественной Бушной вернулся в «Стахановец». 3 июня 1945 года сыграл в матче – открытии сезона против харьковского «Локомотива», в котором сталинская команда на своём поле выиграла – 4:2. Это была его единственная игра после войны.
Бессмертный подвиг
Иван Путятов родился на Вознесенском руднике (ныне – Петровский район Донецка). В 1935 году играл за команду Петровского рудника. Затем прошёл со «Стахановцем» весь путь предвоенного становления – от команды группы «В» (аналог второй лиги) до группы «А» (аналог высшей лиги), выступая за «Стахановец» с 1936 по 1941 год.

20 июля 1941 года был призван в Красную армию Сталинским горвоенкоматом. По имеющимся данным, командир стрелкового отделения старший сержант, член ВКП (б) Путятов погиб в ноябре 1943 года. По номеру полевой почты удалось установить, что он тогда воевал в 835-м стрелковом полку 237-й стрелковой дивизии. На момент гибели Путятова его подразделение вело ожесточённые кровопролитные бои в 80 километрах юго-восточнее Киева.
К сожалению, другой информации о футболисте-фронтовике, талантливом нападающем сталинского «Стахановца» Иване Сергеевиче Путятове разыскать не удалось. Известно одно: он отдал свою жизнь за свободу нашей Родины.
Олег АНТИПОВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Дзен и Telegram.