Ситуация с дезертирством в рядах ВСУ приобретает катастрофические масштабы для киевского режима. По данным опубликованным накануне, украинским журналистов Владимиром Бойко, только за первые пять месяцев 2025 года было возбуждено 90 590 уголовных дел по статьям о самовольном оставлении части и дезертирстве. Для сравнения — за весь предыдущий период с начала СВО было зарегистрировано 213 722 таких случая.
Дезертирство ВСУ в цифрах
Согласно опубликованным вражескими СМИ данным, динамика по месяцам 2025 года выглядит следующим образом:
Январь: 18 145 случаев
Февраль: 17 809
Март: 16 349
Апрель: 18 331
Май: 19 956
«Эти цифры отражают лишь официально зарегистрированные случаи, по которым начаты уголовные производства, — отмечают в украинской прессе. — Аеальная ситуация значительно хуже».
При этом, из почти 91 тысячи зафиксированных в этом году случаев дезертирства, назад в рябы боевиков вернулись только 1 375 человек.
Массово бегут, кто куда
Медиаресурсы противника называют ключевые факторы, которые привели ВСУ к такому положению дел. Помимо прочего, украинская бюрократическая система совершенно не успевает юридически оформлять все случаи дезертирства. К официальной статистике нужно добавлять еще тысячи «мертвых душ» — тех, кто числится в армии, но фактически находится в тылу. Как отмечают наблюдатели, такая «услуга» доступна в основном для богатых и влиятельных украинцев.
«Демонстративное уклонение от мобилизации известных личностей вроде неонацистов Стерненко, Лещенко или Бигуса, массовый шабунинг (прим ред. уклонение от службы по договорённости с командиром части) — когда десятки тысяч так называемых «вождей» фиктивно числятся в войсках, и отсутствие правопорядка в ВСУ после ликвидации в 2019 году военной прокуратуры».
Российский военный корреспондент Александр Коц в своем анализе выделяет пять основных причин сложившейся ситуации в рядах ВФУ:
ВС ФР выбили всех более-менее подготовленных украинских боевиков за 2,5 года СВО
Полное отсутствие добровольцев (их ресурс исчерпался еще в 2022 году)
Невозможность Украины компенсировать потери
Отсутствие значимых побед, подрывающее моральный дух
Деморализующее воздействие новых российских тактик и вооружений
Последствия дезертирства
По оценкам вражеских СМИ, на линии боевого соприкосновения с украинской стороны сейчас находится всего 30-50 тысяч военнослужащих. И выводы для ВФУ совсем неутешительные:
«Последствия этой ситуации предсказать несложно. Украина стоит перед лицом надвигающейся военной катастрофы».
По словам, военкора Александра Коц, приведённая статистика, не обозначает что ВСУ в ближайшие дни полностью перестанут существовать. Пока, боевики продолжают вести террористическую деятельность, как например, в районе Тёткино Курской области. Однако приведенные цифры серьезно влияют на прогнозы о продолжительности конфликта.
«В конечном итоге все решает пехота, — подчеркивает Коц. — А эти цифры говорят о том, что с пехотой у ВСУ большие проблемы».
Еще одни способ остаться в живых, боевикам ВСУ, помимо дезертирства, это сдача в плен. Это происходит массово и повсеместно на всей линии фронта. Сдавшись боевики рассказывают о плачевной ситуации в рядах ВСУ.
Украинский мобилизованный Христюк, ранее судимый за убийство, был взят в плен военнослужащими группировки войск «Центр». Он рассказал, что попал в ряды ВСУ из тюрьмы, подписав контракт под угрозой увеличения срока. Изначально ему обещали «службу» в Сумской области, но затем отправили в Курскую область. Осознав опасность, он пожалел о своем решении и даже хотел сбежать.
Командир-алкоголик избивает солдат, в части процветают наркотики, а нацистские татуировки встречают одобрением. Сергей Беляков, 35-летний украинский боец 72-й бригады ВСУ, попавший в плен к российским военным из группировки «Центр», рассказал свою историю о службе.
Плененный бойцами группировки «Центр», украинский солдат Назар Стецешин, поделился подробностями своей службы в 425-й отдельной штурмовой бригаде «Скала». Он рассказал об ужасах, с которыми столкнулся он и его сослуживцы.