Взгляд его спокоен и суров. В руках – автомат и каска. Под ногой – уничтоженная «Баба Яга». Это не абстрактный герой, а реальный солдат, отдавший жизнь за Донбасс. Освобождавшие Волноваху, прошедшие горнило Мариуполя, воевавшие на южном направлении с первых дней СВО бойцы 91-го полка – мобилизованные и добровольцы ДНР – знают цену потерь. Они сами собрали деньги и поставили памятник погибшим товарищам. Здесь, в Волновахе, бронзовый воин шагнул в бессмертие. И навечно встал рядом с героями Великой Отечественной, соединяя эпохи подвигов.
ВОИНСКАЯ ИНИЦИАТИВА
Инициатива военнослужащих 91-го полка по созданию памятника была единогласно поддержана всем личным составом. Средства на изготовление монумента также были собраны непосредственно ребятами внутри коллектива. Им очень хотелось увековечить память о подвиге своих боевых товарищей – именно в том месте, которое они освобождали. Администрация Волновахи с воодушевлением откликнулась на их запрос. Было предложено вписать новый объект в общую композицию городского парка, где полным ходом уже шла реконструкция. Место для памятника выбрали рядом с мемориалом воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Связь поколений действительно стала явной, осязаемой и чёткой.

ЭТО НАШ ПАРЕНЬ!
А дальше началось самое сложное. Предстояло понять, в каком виде будет представлен памятник. Что он должен символизировать? К сожалению, найти в Донецке скульптора, готового взяться за проект, не удалось. Во многом это было связано с тем, что столица Республики более 10 лет находилась под обстрелами. Промышленные мощности, технологии отливки и прочее не позволяли осуществить задуманное. Некоторое время спустя скульптор был найден в Саратове. Валерий Утешев дал слово, что сможет изготовить трёхметровую бронзовую фигуру воина к обозначенному сроку. Его родной брат погиб в Чечне, и работа над скульптурой русского воина-освободителя была для него делом чести. Прототипом стал реальный человек, солдат, отдавший свою жизнь за свободу Донбасса. В скульптурной композиции солдат представлен во весь рост, в форме и разгрузке. В одной руке он держит автомат, в другой – каску. Левая нога воина стоит на уничтоженном украинском квадрокоптере, названным «Бабой Ягой». И это тоже неслучайно. По задумке ребят, композиция призвана отражать дух современной войны. Взгляд воина спокоен и суров. Он шагнул в бессмертие Героем.

ОБЩЕЕ ДЕЛО
Активное участие в деле увековечивания памяти воинов-освободителей принял шеф-регион Волновахи – Ямало-Ненецкий автономный округ. Благоустройство территории было выполнено быстро и качественно. За организацию пространства и заливку бетона взялся известный донецкий проектировщик Виктор Пащенко.
«Переживали все. Я тоже. Были заморозки, бетонировать нельзя. Ждали, пока потеплеет. А время шло. Мы планировали закончить работу к майским праздникам. Постоянно созванивались с ребятами, ездили на место. Сделаем какой-то кусочек, элементик, забетонируем или арматуру поставим – уже хорошо. Многие мысли приходили по ходу. Ребята, наши солдаты, во всём помогали. Эти эмоции невозможно передать словами. Ради них стоило браться за работу над этим памятным объектом», – вспоминает Виктор.
СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
От замысла до воплощения проекта прошло всего полгода, этому способствовала слаженная работа ответственных лиц на всех уровнях. День торжественного открытия памятника выдался солнечным. В Волноваху приехали все люди, имевшие непосредственное отношение к проекту, включая общественных деятелей, первых лиц города, ребят из Юнармии и самое главное – родителей погибших воинов. Перед собравшимися выступили командир 91-го отдельного стрелкового полка (позывной Седой), уполномоченный представитель ЯНАО Хаустов Юрий Юрьевич, отец одного из погибших военнослужащих Нартов Николай Витальевич и другие гости. Трогательным моментом стал рассказ мамы солдата, Татьяны Петровны.
«Я мама Волкова Алексея, позывной Сон. Погиб 17 июня 2024 года в селе Никольское, около Николо-Васильевского монастыря батюшки Зосимы. Он был тяжело ранен, его достал дрон. Лёшу затащили прямо в храм. Пытались наложить жгут, сделать перевязку, но его травмы были несовместимы с жизнью. Ребята пытались вывезти тело из монастыря, но это было очень тяжело. Потому что постоянно стреляли. Только 22 июня мы приехали за ним в Волноваху, нам его отдали. Огромное спасибо всем ребятам, воинской части. Они не оставили Лёшу. Из Волновахи мы забрали его домой, нам выделили машину, всё организовали. Ребята сразу сказали – будет так, как мама захочет. Я захотела, чтобы Лёша попрощался с домом, который очень любил, за который умер. Дали нам и почётный караул. На кладбище, чтоб не заплакать, ребята из караула смотрели в небо. Все мальчишки молодцы. Все герои. Я очень благодарна им за помощь, ни к кому никаких претензий не имею. Это война. Отдельное спасибо за памятник. Пройдут годы, а мы будем собираться около него и вспоминать наших сыновей. Будем плакать и молиться».
В дальнейших планах – освящение памятника и установка табличек с именами павших ребят. Об этом сообщил заместитель командира батальона по военно-политической работе с позывным Яша.
«Я сейчас смотрю и понимаю, как правильно мы поступили, насколько этот памятник нужен всем нам. Это то малое, что мы можем сделать для ребят, отдавших свои жизни Родине. Но главная наша задача – приводить сюда детей, чтобы они знали, какую высокую цену платят солдаты за их счастливое, спокойное детство. Я считаю, что и Донецкий край, и вся Россия должны устанавливать такие памятники – памятники настоящим Героям нового времени, которые достойно выполнили свой солдатский долг. Не струсили. Не дрогнули. Мы живы благодаря им».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ…
Ещё во время подготовительных работ по установке памятника к ребятам подошла местная жительница. Они долго разговаривали и вспоминали тяжёлые дни освобождения Волновахи. Напоследок женщина сказала:
«И пусть на табличках будут имена наших солдат. Все до одного. Никого нельзя пропустить. Не имеем права».
Инна Кучерова