Их ловили у госпиталей, вычисляли по фальшивым контрактам и брали с поличным в момент получения миллионов. Преступники использовали связи в военкоматах, обворовывали участников СВО, шантажировали их и их семьи. Но тыл не остался без защиты. Ответ силовиков был жёстким и публичным. Результат – десятки задержанных и громкие уголовные дела по всей России. Как ФСБ, Росгвардия и МВД наносят ответный удар по тем, кто наживается на патриотизме, – в материале «ДК».
Москва: радикалов прижали к стенке
В конце ноября оперативники столичной полиции совместно с УФСБ по г. Москве и Московской области пресекли циничную схему вымогательства у раненых участников СВО. Подозреваемые – 28-летний уроженец Ингушетии, работавший таксистом, 31-летний дагестанец с судимостью за разбой и убийство и 23-летний молодой человек.
Как сообщили в МВД, злоумышленники подходили к жертвам во время прогулок у медучреждения, угрожая досрочной отправкой, с незажившими ранами, на передовую и даже физической расправой. Таким образом, по данным СМИ, они выманили 1 миллион 300 тысяч рублей у двух военнослужащих: 25-летнего туляка и 21-летнего ростовчанина. История с последним просто поражает цинизмом. Ему ампутировали ногу после осколочного ранения, дома парня ждала жена с семимесячным ребёнком. Но преступников это не остановило.
«В полицию поступило заявление от участника специальной военной операции, который находится на лечении в медицинской организации после получения боевого ранения», – прокомментировала официальный представитель МВД России Ирина Волк в своём Telegram-канале.
Полицейские в тандеме с сотрудниками Управления ФСБ по г. Москве и Московской области (УФСБ) выявили и задержали негодяев. Как сообщили в пресс-службе ведомства, в результате проведённых оперативно-розыскных мероприятия и следственных действий силовики обнаружили и изъяли оружие и боеприпасы, банковские карты и гаджеты, подтверждающие причастность фигурантов к другим эпизодам вымогательства денежных средств у бойцов СВО, проходивших лечение в том же госпитале.
Задержание осуществлял спецназ Росгвардии, «мероприятие» попало на камеру. На кадрах видно, как к госпиталю, в котором лечился боец, подъехал рэкетир. Как только он получил миллион рублей от военного, его тут же «приняли». А сообщника брали прямо на дому. В его квартире обнаружили банковские карты и оружие. В отношении фигурантов возбуждены уголовные дела по части 2 статьи 163 УК РФ (вымогательство), суд отправил их под стражу.
По сообщениям ряда СМИ, один из задержанных предположительно связан с запрещённым в РФ боевым крылом секты «баталхаджинцев»*.
Позднее расследование выявило ещё один аналогичный случай в том же госпитале. Как уточнили в МВД, злоумышленники пытались выманить 300 тысяч рублей у третьего раненого ветерана СВО, используя те же угрозы принудительной выписки и возвращения на передовую, хотя в этом случае деньги переданы не были.

Урал: ОПГ остановили жёстко
Чуть ранее в Челябинской области силовики пресекли ещё одну попытку нажиться на бойцах СВО. Здесь члены этнической группировки пытались запустить схему хищения выплат, предназначенных контрактникам и их родным.
Как уточнили в пресс-службе МВД России, злоумышленники подыскивали мужчин, планировавших службу в зоне спецоперации, чтобы «перехватывать» единовременные выплаты – включая компенсации за ранение и гибель военнослужащих.
Но развернуть бизнес им не дали. ФСБ и МВД провели синхронные задержания, суд арестовал семерых участников ОПГ. В домах фигурантов нашли несколько автомобилей, более 60 телефонов, десятки банковских карт и сим-карт – всё, что те использовали в преступных схемах.
Петербург: бизнес на контрактах
В октябре в Санкт-Петербурге оперативники вскрыли одну из самых циничных схем, действующую больше года. Местный житель и трое «гастролёров» из Псковской области через знакомых в военкоматах собирали данные о тех, кому отказали в контракте по состоянию здоровья.
Ирина Волк сообщила, что аферисты обещали мужчинам «решить вопрос» и помочь попасть на службу. Новобранцев привозили в Петербург, где через связи в районных пунктах в администрациях оформляли фиктивные документы и подписывали контракт.
«При этом кандидатам оформлялись банковские карты, на которые перечислялись социальные выплаты. Фигуранты убеждали потерпевших передать им средства платежа и доступ к дистанционному банковскому обслуживанию. Карты обещали вернуть сразу после перевода выплат и вычета комиссионных за свои услуги. Однако на самом деле все поступившие средства сразу направлялись на подконтрольные аферистам счета», – рассказала Волк.
Силовики провели серию обысков, в квартиры фигурантов зашли спецназовцы. Возбуждены уголовные дела, предварительно известно, что жертвами обмана стали более 40 бойцов.

«Миндальничать нельзя»
Публицист, военный волонтёр Алексей Живов напомнил в разговоре с «ДК», что нелюди подобных мастей находились во все времена.
«Мой дед прошёл всю войну – от озера Хасан до поездки в пустыню Гоби уже после Победы. И в 1944 году, возвращаясь из секретной командировки в Тегеран с подарками для семьи, его в подмосковной электричке ограбили и чуть не убили. Это произошло в стране, которая в тот момент побеждала нацизм. Так что подонки, покушавшиеся на ветеранов, были всегда», – привёл он пример.
По словам собеседника «ДК», преступники в тылу видят для себя возможность паразитировать вместо того, чтобы брать ответственность и защищать Родину.
А силовики, уверен Живов, начали работать жёстко и публично именно потому, что преступления против бойцов СВО приобрели массовый характер.
«Силовики начали действовать не разово, а именно системно, показывая кадры задержаний. Это делается специально, чтобы дать понять другим ОПГ, в том числе этническим бандитам и преступникам, что любое покушение на участников СВО или их семьи будет иметь болезненные последствия. Эта „подсветка“ создаётся намеренно, чтобы заранее отбить у преступников желание вымогать деньги, запугивать или пытаться давить на семьи воюющих. И здесь не может быть ничего, кроме полного одобрения действий силовиков», – полагает он.

И к нападениям на семьи военнослужащих нельзя относиться как к обычной уголовщине.
«Когда мужчина воюет, а его жену с ребёнком дома осаждают бандиты, угрожая убийством или изнасилованием, действовать нужно предельно жёстко. Возможно, стоит изменить правовое поле и дать силовикам инструменты для максимальной жёсткости в таких ситуациях. С организованной преступностью нельзя миндальничать – это именно она, и отвечать ей нужно максимально сурово», – заявил Живов.
Что в итоге?
По данным силовиков, всего с осени 2024 года раскрыты десятки подобных дел с участием одиночек, ОПГ и этнических групп. Крупные операции ФСБ, МВД и Росгвардии в Челябинской области, Москве, Петербурге и других регионах показали: силовики взяли ситуацию под жёсткий контроль. И чем теснее будет взаимодействие силовиков и общества, тем меньше шансов у тех, кто рассчитывает наживаться на защитниках Родины.
*запрещённая в РФ террористическая организация
Антон ЧЕРНУХИН















































