Наступило благодатное время Великого Поста. Время, когда мы с трепетом ожидаем и старательно готовимся к главному христианскому празднику Воскресения Христова. Время переосмысления своей жизни, осознания истинной цели своего временного существования на этой земле.
Обычно многие СМИ пишут о том, что такое Великий пост, как его правильно провести, какие постные блюда готовить.
Но мы решили не изобретать что-то новое, когда все советы на эту тему уже собраны в одной проповеди, сказанной на Прощеное воскресенье великим подвижником, нашим современником отцом Зосимой.
Батюшка ушел в вечность в 2002 году, не дожив до своего 58-го дня рождения несколько дней. Вся его жизнь – подвиг.
При рождении будущего схиархимандрита завали Иван Алексеевич Сокур. Его отец погиб на фронте еще до рождения сына. Мама Мария была глубоко верующим человеком, жила по всем канонам православия. Среди тех, с кем Мария Ивановна Сокур общалась, были монахини, в том числе и ее родная сестра Антонина. Это были времена гонений, поэтому Мария Сокур была арестована за «религиозную пропаганду». Ее сын родился в тюремной больнице.
Сначала младенца хотели назвать Фаддеем, ведь 3 сентября празднуется память этого апостола. Но монахини, молившиеся за семью Сокур в Киево-Печерской лавре передали, что схиигумен Кукща, канонизированный сегодня как святой, сказал дать ребенку имя Иоанн в честь Иоанна Крестителя.
После освобождения из заключения Мария Ивановна вместе с сыном переехала жить в Авдеевку. Маленький Иван с детства проявлял любовь к Богу, старался не пропускать ни одной службы в храме. В школе мальчик учился на отлично, но то, что он не скрывал своих религиозных взглядов приносило немало неприятностей.
Иван Сокур мечтал стать священником и планировал сразу поступить в духовную семинарию. Но духовник протоиерей Дмитрий Песков благословил его учиться на ветеринара.
В 1964 году юноша окончил техникум и несколько лет проработал ветеринаром. Лишь в 1968 году ему удалось поступить в Ленинградскую духовную семинарию, сразу на второй курс. Образование и духовный опыт, полученный во время пребывания в Киево-Печерской лавре, где его духовником был известный старец схиигумен Валентин, оценили должным образом. Талантливый студент был иподьяконом ленинградского митрополита Никодима.
Семинарию Иван Сокур окончил с отличием и сразу поступил в духовную академию из стен которой вышел со степенью кандидата Богословия. В 1975 году он принял монашеский постриг с именем Савватий в честь Савватия Соловецкого. Отец Савватий получил направление в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Но в это время обострилась бронхиальная астма у его мамы, принявшей к тому времени монашеский постриг с именем Мариамна. Батюшка написал прошение о переводе в Ворошиловградско-Донецкую епархию и был направлен служить в храме благоверного князя Александра Невского в Александровке Марьинского района.
Бедный, давно требовавший ремонта храм отец Савватий преображал на глазах. Сначала приобрел новый иконостас, затем иконы и новые кресты на купола. Поражало прихожан и отношение к ним нового священника. Тогда батюшка еще не снискал славы старца, по чьим молитвам происходят настоящие чудеса, верующие из Донецка и других городов области ехали к нему на службу.
В епархии ценили такого священника. В 1977 году батюшку наградили наперстным крестом, а шесть лет спустя орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. Привлек отец Савватий и внимание КГБ. Этой структуре не нравилась слишком активная деятельность сельского священника и народная любовь к нему. Как истинный мученик терпел он побои и издевательства на допросах. После этого здоровье батюшки резко ухудшилось. Было и психологическое давление, и переводы с одного прихода на другой. Но отец Савватий смиренно переносил все горести и продолжал любить людей.
Судьбоносным для всего Донбасса стало назначение батюшки в 1986 году в село Никольское Волновахского района настоятелем Свято-Васильевского храма. Восстанавливать его пришлось почти с нуля. Храм был в ужасном запустении. Но отец Савватий не унывал и его усилиями, всего через два года, здание было реставрировано, а рядом появилась крестильня, домик для паломников и келья для настоятеля.
Уже тогда у батюшки появился дар прозорливости. Он знал обо всех событиях, которые происходят сейчас на нашей многострадальной земле. Мысли об основании на этом месте монастыря посещали, но отец Савватий гнал их от себя, боясь, что обитель потом может достаться раскольникам. Лишь пережив клиническую смерть в 1992 году, после чего был пострижен в схиму с именем Зосима, батюшка решил строить обитель, уникальную в своем роде, объединявшую женский Свято Николаевский и мужской Свято-Васильевский монастыри. Отец Зосима говорил, что эта обитель простоит до скончания веков.
В 1997 году схиархимандрит Зосима основал богодельню, «Дом временного проживания», где за немощными и престарелыми ухаживали монахи и послушники. Год спустя был возведен братский корпус, а в 1999-м и сестринский.
Несмотря на тяжелые заболевания, требовавшие диализа, на больные ноги, отец Зосима принимал паломников, приезжавших со своими проблемами и горестями. Каждому говорил доброе слово, за каждого молился и по этим молитвам происходили настоящие чудеса.
Предсказывал старец и нынешнюю войну в Донбассе, принесшую разрушения в Николо-Васильевский монастырь. Но главное, обитель не досталась раскольникам и не была осквернена. Разрушенные храмы и корпуса будут отстроены, монахи и монахини вернутся. И снова будет служится литургия, а на могилке у батюшки Зосимы – панихида. Ведь не зря, зная дату своей кончины, отец Зосима говорил: «Приходите ко мне, как к живому».
А вот что батюшка Зосима говорил о времени Великого поста и о том, как его нужно проводить.
Проповедь Схиархимандрита Зосимы на Прощенное воскресенье
По милости Божией, совершением сегодняшнего вечернего богослужения уже мы вступили, собственно, в богослужения Святого Великого поста. За Вечерней службой Господь сподобил нас услышать Великий чудный прокимен Великого поста, вздох нашего сердца человеческого: «Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю. Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю» – вздох нашего страждущего сердца к Богу. Скоро услыши нас, Господи! И вступительное богослужение, уже минорное чтение, ектении, мирное спокойное пение, поклоны, чудная песнь великопостная «Богородице, Дево, радуйся». И земные поклоны вместе со священником вы должны класть. И чудная слышалась молитва преподобного отца нашего Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» И поклоны кладем смиренно, совершая уже великопостную молитву.
Теперь, от сегодняшнего дня, ежедневно в храмах, и вы в домашних правилах, и утренних, и вечерних, должны прочитывать эту молитву великопостную «Господи и Владыко живота моего» с поклонами обязательно; в своей домашней церкви перед святыми иконами. А когда еще особая благодать? Когда вся семья молится, мама, папа дети молятся, и дедушка, бабушка не отстают от них. Все поклончики положили, молитву прочитали, друг у друга прощение попросили – вот и домашняя церковь. Вот и воспитание домашнее, вот и воцерковление, вот и дух смирения и молитвы присутствует в этом доме или квартире. И как мы далеко от этого все отступили!
Святой Великий пост, сегодня говорил вам, это не моренье голодом, как думают некоторые, будто пост – голод. Нет, абсолютно! Нормально кушаем спокойно постную пищу, без услаждений, без всяких смакований. Грех, когда мы смакуем, перебираем, как в народе говорят, харчами. Спокойно принимаем пищу, особенно дорожим хлебом. На пост святой наши деды запасались чем? Сухарями всегда. И терпением. И сухарики, как конфетки. Захотел кушать – сухарик в рот, пососал себе. О! Как хорошо! В пузе он размяк, полное пузо – и кушать не хочется тогда. Да. Сухарики – самое главное, особенно из серенького ржаного хлеба. «Ржаного хлеба не едал — силы не видал» – народ наш говорит. А что может быть лучше гречневой каши? Ну а манная каша – это предел постного стола! Так что можно поститься мирно, тихо.
Не думайте о пище. Думайте о духовном возрождении. Дух смирения дай, Господи! Дух кротости дай, Господи! Духа праздности чтоб не было у нас, а трудолюбие святое было. Постоянно в труде, постоянно в заботах, постоянно думать, чтобы ни одной праздной минуточки у нас не было. Ибо за каждую праздную минуту мы дадим отчет на суде Божием. И каждый вспомни за прошедшую жизнь, сколько у нас этого праздного времени прошло! А за все ж отвечать будем Богу. Так хоть сейчас одумайтесь и никогда праздно время не проводите. Минута свободная – пошили, минута свободная – почитали, минута свободная – не к диавольскому телевизору, а пошла кого-то навестила. Минута свободная – лучше ляг, отдохни себе с молитвой спокойно. Вот и не будет праздности в тебе.
Праздности бойтесь! Телевизора сатанинского и близко чтоб не было! Но не делайте и зла из-за них, не упрекайте членов вашей семьи: «Вы нечестивцы! Вы такие-сякие!» Они еще не пришли к Богу. А ты покажи пример: тот дьявольский ящик гремит там, а ты плюнь на него, мимо проходи и не смотри в него. На дьявола всегда плюнуть надо. Когда крестимся, мы всегда плюем на дьявола. Дунь и плюнь. Дьявол больше всего боится, не любит, когда на него плюют. Запомните. Ага, проходишь мимо этого телевизора, там смотрят все твои сидят домашние, а ты тихонько плюнь на него, и пошла дальше себе. А то раз, нос и застрял там возле него смотреть.
Никаких, конечно, кинотеатров, никаких увеселений. Сохрани, Господь! Свадьбы, сватанья какие-то, помолвки, крестины – ничего этого в Великий пост не служится. Пост – особое время молитвы и доброй жизни, и приготовления к Пасхе, как только что читали мы на клиросе: «С верой даждь нам, Господи, прейти поприще святого и Великого поста, и достигнуть Божественных Страстей и Светлого Христова Воскресения». Вот уже какая радость будет! В церкви возвещают не о посте уже, а о светлом Христовом Воскресении.
Сейчас на начало доброго дела подвижнического поста помолимся, прочтем молитвы, вздохнем Богу, чтоб Бог дал нам силы пройти поприще поста и поклониться Пасхе, светлому Христову воскресению. Молитвы прочитаем сейчас, помолимся с усердием и со вздохом все Господу! (Читает молитвы.) По милости Божией попросили мы Божиего благословения, очень содержательные чудные молитвы почитали на начало поста. Божие благословение да пребудет на ваших подвигах! Дай, Господи, как можем, в чистоте провести эти семь неделек во славу Божию, чтобы с чистой совестью нам Пасхе Христовой радоваться, а не горевать о посте безумно проведенном. Подальше от искушений бегите сами и других во искушения не вводите – самое главное. И с легким сердцем вступайте во святой пост.
Он очень легкий, он очень радостный: каждый день молитва, каждый день псалмопение, каждый день труд святой и общение с Богом. Что может быть лучше?
В семьях, конечно, будут искушения большие. Но дай, Бог, мудро все проходить, не раздражать никого, не упрекать никого. Верная жена неверного своего, неверующего мужа да не упрекает. Муж верующий неверующую жену свою да не упрекает. Все миролюбиво, тихо, спокойно чтоб было. Действительно мирное сердце даруй нам, Господи! Чтобы именно это миролюбие от нас самих исходило и вокруг было возле нас – вот главное условие нашего подвига постного, а остальное все приложится по милости Божией.
Прощеное воскресение. Уже сегодня говорил о словах Христовых, что если вы не будете прощать, и Отец Небесный не простит вас. Почему и я призываю вас всегда бесконечно, почему мы священники ежедневно, и утром, и вечером, даем вам пример, совершая чин прощения, когда священник у Царских врат смиренно кланяется вам всем: «Простите меня, отцы, братья и сестры за то, что сотворил я в прошедшую ночь или в прошедший день, делом, словом и помышлением». И мы должны смиренно и с радостью отвечать: «Бог тебя простит, честный отче. Помолись и о нас, честный отче». Вот таковой мы даем пример вам, а вы этому примеру должны следовать и друг другу прощать. «Да не зайдет во гневе вашем солнце», – говорит апостол Павел. То есть, что ни случилось за день прошедший – избавляйтесь от этого днем – от этой раздражительности, от этого нытья. Это колючки, тернии, мешающие нам на пути в Царствие Небесное. Все прощайте с легкостью души. Сами знаете, какой камень падает с сердца, когда не примиренные вдруг мы прощаем, находим силы, миримся, обнимаем друг с друга. Пасха ж тогда на душе, радость! Слава Богу, помирились! Вот к этой Пасхе и зовет нас Церковь в сегодняшний святой вечер Прощеного Воскресения.
И я, первый среди вас, как настоятель, прошу у всех прощения. Со всеми почти приходится мне соприкасаться. Такой же я немощный человек, как и вы все: и раздражаюсь, и гневаюсь, и горжусь, и самолюбивый. Господи! Да тьма грехов! Приходят ко мне и говорят: «Да я ж такая грешница!» А я что, святой сижу? Я ж еще грешней тебя. Сюда святые никто не ходит. Сюда только все грешники и грешницы ходят. Святые где находятся? Вон там, на небе. Вот и мы там будем, даст Бог, святыми, если угодим Богу, а здесь мы все грешники. Все мы падаем. Но, семьдесят раз на день падаешь – семьдесят раз и вставай. И мне с вами приходится падать, и кому-то сказать что-то не так, и кого-то чем-то и вразумить, и резко что-то сказать. В немощи бываю: кому-то в чем-то откажешь уже по немощи. И кто, может, какое-то сердце на меня плохое имеет. Смиренно, как настоятель ваш, прошу у вас всех прощения. Простите меня за все!
С текстом работала Александра РУЖЕЙНИКОВА