Первые выстрелы на улицах мирного Луганска прозвучали ещё 22 февраля, когда боевики из местной ячейки майданной партии «Удар» атаковали здание Луганской ОГА и напали на палаточный городок Луганской гвардии в Сквере Героев Великой Отечественной войны. Братки Серпокрыловы открыли пальбу из двух автоматов, были ранены трое мирных прохожих. Это было ещё за неделю до начала Русской весны.
Многотысячные митинги той горячей поры проходили совершенно мирно: люди ещё не осознавали, что майданный зверь, лизнувший кровушки в Киеве, не способен на мирное разрешение конфликта. Киевский режим начал тащить на Восток карательные силы и бронетехнику. Исчерпав мирные способы протеста и получив в ответ аресты, жители Донбасса естественно перешли к более решительным действиям. 6 апреля в Луганске безоружные демонстранты взяли штурмом здание областного Управления СБУ и добились освобождения задержанных накануне активистов. Здание с оружейной комнатой перешло под контроль восставших и стало быстро обрастать баррикадами, перекрывшими движение по центральной улице. Руководство взял Объединённый штаб Армии Юго-Востока, который возглавил Валерий Болотов.
В здание СБУ свозилось оружие со всей области, поэтому после его захвата повстанцам не было проблем выставить два полностью вооружённых мотострелковых батальона. Быстро были сформированы первые «взводы», «роты», а затем и «батальоны» народного ополчения, принявшего название «Армия Юго-Востока».
29 апреля под прикрытием автоматчиков Армии Юго-Востока пятитысячная толпа митингующих взяла здание Луганской ОГА. Охранявшие дом солдаты с Западной Украины были загнаны на задний двор и после долгих переговоров о разоружении выпущены. Далее были захвачены Луганское областное телевидение, облпрокуратура, УВД. Были сняты украинские и вывешены российские флаги в Первомайске, Красном Луче, Алчевске, Антраците, Горном и далее по дороге на Донецк. Первомайские митинги сопровождались сменой флагов также в Ровеньках, Северодонецке, Перевальске, Брянке…
Переломным моментом событий Русской весны стала Одесская трагедия 2 мая. Расправа потрясла общество, но ещё более ужасной оказалась реакция сторонников нового режима: они одобрили массовое уничтожение мирных людей из-за идеологических расхождений. Донбассу стало ясно, что никакие соглашения с майданным режимом невозможны. Началась осада ополченцами Луганского облвоенкомата и погранзаставы в Красной Таловке. 3 мая Валерий Болотов объявил в области «чрезвычайное положение», а в Антрацит прибыли первые отряды Донских казаков под флагом атамана Казачьей Национальной гвардии Всевеликого войска Донского Николая Козицына.
5 мая народный губернатор подписал приказ о создании Луганского народно-освободительного батальона «Заря» – первого официального подразделения Армии Юго-Востока. Командиром «Зари» был назначен отставной майор-артиллерист, бывший сотрудник ОГА Игорь Плотницкий. На момент создания в батальоне насчитывалось 150-160 человек, но он быстро пополнялся добровольцами и уже в конце мая вырос до 350-400 человек, комбатом стал Олег Бугров.
11 мая состоялся Референдум о самоопределении Донбасса. Киевская хунта пыталась сорвать голосование в северных районах Луганщины. В Кременной украинские военные открыли стрельбу по голосовавшим, ранив двоих мирных жителей. Подразделения Национальной гвардии Украины на БТР блокировали Меловской, Белокуракинский, Троицкий, Сватовский, Беловодский районы. Бронетехника НГУ сумела дойти до города Счастье, однако к вечеру отступила.
К сожалению, мирный период существования Республик оказался очень краток. Уже 22 мая, после визита главы киевской хунты Александра Турчинова в военный лагерь «АТО» под Славянском, украинские войска начали боевые действия на территории Луганщины. Колонны бронетехники НГУ и ВСУ двинулись через Рубежное на Северодонецк. На мостах через Донец их встретили баррикады народного ополчения ЛНР. Некоторые мосты были взорваны, завязались бои в промышленном узле Лисичанск – Северодонецк – Рубежное. Одновременно была атакована Станица Луганская. Произошёл первый подрыв железнодорожных путей на перегоне Штеровка-Щетово. Мирные города Луганщины впервые после Великой Отечественной услышали залпы артиллерии и рёв самолётов. В Ровеньках, Попасной, Стаханове, Алмазной, Антраците в полдень досрочно прекращены занятия, учащиеся школ и дети из садов распущены по домам. Глава ЛНР Валерий Болотов объявил военное положение и обратился к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой о помощи миротворческими силами. Таким образом, гражданский конфликт перерос в гражданскую войну.
В здании СБУ и прилегающем палаточном городке были сформированы взводы А. Мельника (позывной «ДШБ»), взвод «Станичан» под командованием А. Головко, взвод «Купол» В. Лопина, взвод «Балабинцев» под руководством А. Балабина, отдельный казачий взвод В. Багринцева и ещё другие. 14 апреля возле «иСБУшки», как именовали здание СБУ ополченцы, прошла церемония присяги первого отряда Армии Юго-Востока на верность народу Луганщины. 2 июня эти взводы объединились в роту ДШБ под командованием С. Сивака (позывной «Югослав»), а потом в батальон «ВДВ» под руководством О. Бугрова. Позже он стал называться 3-й Станично-Луганский батальон ВДВ-ДШБ. Официальная процедура присяги была проведена уже во время боёв – 16 июля в Сквере Памяти.
По районам ЛНР возникли также батальоны «Леший», «Август», «Русь», «Витязь», «Хулиган», «СССР» (Брянка), «Призрак». Алексей Мозговой после конфликта с руководством Армии Юго-Востока ушёл из Луганска и базировался в летних лагерях возле Ольховки, затем возле Свердловска на турбазе «Ясени», разбомблённой авиацией ВСУ 27 мая. Потом отряд переехал в Свердловск. В это время каратели начали наступление на район «треугольника» (Лисичанск – Северодонецк – Рубежное) и батальон выдвинулся в Лисичанск. 7 июня было объявлено о соединении с северодонецкими повстанцами Павла Дрёмова и переходе в подчинение Игорю Стрелкову. Командиром батальона тогда был Александр Костин. 22 июля «Призрак» отступил из Лисичанска в Алчевск и Дрёмов порвал отношения с Мозговым, уйдя в район Первомайск-Стаханов. За счет популярности Мозгового «Призрак» быстро вырос до бригады. В его состав влился сформированный из российских коммунистов-добровольцев отряд П. Бирюкова – А. Маркова и многочисленные интернационалисты (французы, сербы, чехи, словаки, русские нацболы), образовавшие «Интербригаду».
Надо сказать ещё об одном важном событии того времени. В Луганске 3 мая 2014 года началось блокирование и перестрелки у воинской части Внутренних войск Украины на Городке ОР и у пограничной части, которые отказались сдать оружие. В ночь на 4 мая начался штурм Облвоенкомата. После перестрелки военные покинули здание, занятое ополченцами. Оружие было сдано под ответственность бойцов «Беркута». Разоружённых солдат вывезли в сторону аэропорта «Луганск». На подъездах к городу федералисты активно обустраивали ряд блокпостов, а у здания СБУ раздавалось оружие добровольцам, вступавшим в Армию Юго-Востока.
30 мая бойцы Армии Юго-Востока осадили украинские заставы на границе ЛНР и Российской Федерации. Были атакованы отделы Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ) – «Станично—Луганский», «Дьяково», «Дмитриевка». 2 июня ополченцы атаковали управление Луганского погранотряда. В ходе боёв вызванные украинские самолеты обстреляли Станицу Луганскую и Александровск. Также был нанесён авиаудар по зданию Луганской ОГА в центре Луганска, где погибло восемь мирных жителей и 28 ранены. Этот бандитский авианалёт приобрёл международный резонанс: даже наблюдатели ОБСЕ в своём докладе признали, что по зданию в центре города был нанесён ракетный удар, однако украинские СМИ распространяли лживую информацию про «взорвавшийся кондиционер». Расследование, проведённое на месте журналистами CNN, «нашло чёткие доказательства того, что все взрывы, попавшие в здание и прилегающий парк, исходили от воздуха. Верхушки деревьев были расколоты, и ряд небольших воронок – около дюжины – взорвались по прямой линии, начиная от парка и доходя до стен здания, выбив много окон и усеяв территорию зазубренной шрапнелью…» Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ пришла к аналогичному выводу, опубликовав заявление: «Судя по ограниченным наблюдениям СММ, эти удары были результатом неуправляемых ракет, выпущенных из самолёта». Эфир CNN с места преступления стал первым документально подтверждённым на Западе фактом использования Киевом авиации и артиллерии при обстрелах населённых пунктов и уничтожении мирного населения. Среди погибших было пять женщин, в том числе известный врач Наталья Архипова (незадолго до этого назначенная министром здравоохранения ЛНР).
Это военное преступление ВСУ не помогло им спасти ситуацию. К ночи 2 июня военные из Луганского погранотряда сдались. Вскоре после этого посыпалась вся система пограничной охраны области. В Свердловске, Должанске, Краснопартизанске, Краснодоне, Бирюково, Гуково, Дьяково, Красной Могиле окружённые пограничники бросали КПП и бежали в направлении Харькова. Правительство Украины официально закрыло одиннадцать пограничных пропускных пунктов. Они были заняты ополченцами ЛНР.
В ответ на обстрелы Славянска бойцы ЛНР 8 июня осадили Луганский аэропорт, а при попытке командования ВСУ установить «воздушный мост» 14 июня сбили военно-транспортный самолёт ИЛ-76. По официальным данным, уничтожено 49 членов экипажа и военнослужащих 25-й бригады ВДВ. Для ВСУ это стало самой крупной одномоментной потерей, в Киеве даже объявили трёхдневный траур. Однако по гибнущим каждый день от обстрелов ВСУ жителям Донбасса траура никогда не объявляли. Очевидно, правительство Киева уже не считало жителей региона своими гражданами.
В середине июня ВСУ начали выполнение плана по отсечению ДНР и ЛНР от России. Пользуясь своим техническим и людским превосходством, каратели подступали всё ближе к столицам Народных Республик. Невзирая на отдельные локальные успехи ополчения, ВСУки давили численностью, оттесняя наших всë дальше на восток. Остро ощущался недостаток оружия и патронов. Первоначально эту проблему удавалось решить за счёт трофеев, взятых при разоружении частей МВД, ВСУ, МЧС. Также источником стали старые оружейные склады в районе Соледар – Артёмовск, где ещё со времён СССР хранились большие запасы старого стрелкового оружия. В результате на блокпостах стало появляться экзотическое вооружение периода Великой Отечественной войны: трёхлинейные винтовки, пистолеты-пулемёты ППС и ППШ, карабины СКС, противотанковые ружья ПТРД.
ВСУ глубоко продвинулись вдоль границ и 17 июня боевики батальона «Донбасс» (организация, запрещённая в РФ) атаковали КПП Должанский. Начались систематические обстрелы Луганска, Станицы, Макарово украинской артиллерией с позиций подступавших с севера частей ВСУ. В этот же день силами ЛНОБ «Заря» и комендатуры была отбита атака на Луганск через посёлок Металлист. Этот бой стал одним из самых резонансных событий военной кампании. В районе Металлиста в результате миномётного обстрела погибли два российских тележурналиста – Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Был разгромлен печально известный своими зверствами 24-й батальон теробороны «Айдар» (организация, запрещённая в РФ) и взяты в плен несколько его членов, в том числе наводчица по кличке «Пуля» (Надежда Савченко).
28 июня в районе Приволья при попытке ГПСУ восстановить контроль над границей в ЛНР была атакована автоколонна. Также шли бои в районе Краснопартизанска на границе с Россией, во время которых снаряды украинской артиллерии, перелетев границу, взорвались на территории России. МИД РФ заявил очередной безрезультатный «решительный протест».
30 июня артиллерия ВСУ возобновила массированные обстрелы Металлиста, Счастья, Шишково и окраин Луганска. 1 июля обстрелы ужесточились, в ход пошли ракетные системы залпового огня «Град». На территории ЛНР под огонь карателей попали Северодонецк, Лисичанск, Каменнобродский район Луганска. Начались бои у пограничных переходов Красный Партизан, Изварино, Должанский. Войска киевского режима рвались вдоль границы на север, чтобы довершить полное окружение Республик.
Ровно через месяц после авианалёта на Луганскую ОГА украинские силовики нанесли новый авиаудар – по Станице Луганской и прилегающей Старой Кондрашёвке. В посёлке была целиком уничтожена центральная улица с жилыми и административными домами, погибло около двенадцати человек, в том числе пятилетний ребёнок. В тот же день разбомбили школу №14 в Луганске, стекольный завод «Пролетарий» в Лисичанске и Северодонецкий химический комбинат «Азот». Украинские СМИ, пытаясь снять ответственность за эти военные преступления, распространяли нелепую выдумку о «вторжении российских боевых самолётов в воздушное пространство Украины для совершения провокационных обстрелов».
Захват посёлка Весёлая Гора на высотах, господствующих над городом, позволил ВСУ начать в июле постоянные обстрелы Луганска тяжёлой артиллерией, методически уничтожая жилые кварталы и инфраструктуру. В результате целенаправленных обстрелов была взорвана электроподстанция. Началась «Луганская блокада»: город был полностью отключён от водо- и электроснабжения, исчезла телефонная связь (мобильная и стационарная), дома мирных жителей систематически обстреливались из всех видов современного оружия. В эти же дни пал Славянск. Наступал самый критический момент первого этапа войны в Новороссии.
Юлий Федоровский
историк, Луганск