Русская история устроена очень интересно. И одно из важных её свойств — умение нашего народа создавать точки сборки, которые потом объединяют разные поколения людей.
В этом плане очень интересен и показателен май, насыщенный важными датами. Так уж вышло, что все праздничные дни этого месяца связанны именно с многолетними традициями, которые транслируют нам всем общие смыслы.
1 мая — праздник мира и солидарности трудящихся, стал массовым в годы советского периода нашей истории. Мало кто помнит, что изначально это очень узкоспецифическое событие. В девятнадцатом веке социалисты и анархо-синдикалисты США и Канады (1886 г.) требовали равных условий труда и восьмичасового рабочего дня. За это они были казнены, а в июле 1889 года конгресс II Интернационала принял решение увековечить эту дату как День международной солидарности трудящихся. Всё это — «дела давно минувших дней».
Но важно, что тёплые чувства, связанные с советскими первомайскими демонстрациями, сохранились в народной памяти настолько глубоко, что попытка киевских властей отказаться от этого праздника, «декоммунизировать» эту дату не встречает понимания даже в задавленном пропагандой и откровенным идеологическим террором украинском обществе.
То же самое, кстати, происходит и с днём 8 марта — сколько не бьются головой об стену деятели вроде Ирины Фарион — успеха не достигают. Напротив, именно это негодование, с которым люди встретили требования отказаться от привычных праздничных дат, во многом стало причиной столь активного всплеска народного протеста в 2014 году. Потому что нам просто лишний раз напомнили, чего хотят лишить — сначала общей с Россией исторической памяти, а потом и вовсе права быть русскими людьми.
2 мая. Как бы «закрепляющим» это понимание событием стала трагедия, которая произошла в Одессе 2 мая 2014 года. Многие (не только одесситы) вспоминают, что именно кадры с пылающим Домом профсоюзов, прыгающими из окон людьми и беснующимися на этом фоне украинскими нацистами стали «точкой невозврата», причиной, по которой было принято окончательное решение поддержать протест Донецка и Луганска. В том числе — с оружием в руках.
9 мая — день особенный во всех смыслах. Многие из нас на вопрос: «Какие праздники для вас главные?» не задумываясь отвечают — «Пасха и 9 мая». А в 1945 году фактическая капитуляция Вермахта произошла 6 мая, в день, на который приходилась и Пасха.
Радость от победы над нацизмом, счастье от того, что война почти окончена (впереди ещё была кампания по разгрому Японии), от осознания, что можно возвращаться к мирному строительству — эти чувства передаются у нас каждому следующему поколению.
В истории Великой Отечественной много страшного. Ежемесячно на фронт уходило около 600 тысяч человек. По данным, недавно актуализированным специалистами Российского исторического общества и РАН, общая убыль населения за годы войны составила 37 200 000 человек. Но эта цифра не применяется в исторической науке потому, что в неё включены и те, кто погиб собственной смертью.
Но, как бы то ни было, память о подвиге народа, память о потерях, которые так или иначе коснулись каждой семьи — всё это оказалось естественной прививкой от симпатий к нацизму.
В странах Запада (и по понятным причинам на Украине) 9 мая давно не отмечают — им, вероятно, стыдно. Вместо этого там чествуют «День памяти и скорби». По мнению многих экспертов скорбят европейцы в том числе и от того, что победа в той войне досталась не Гитлеру.
В этом году Пасха максимально приблизилась к Дню Победы (почти как в 1945 г.!), да и успехи на фронтах СВО складываются однозначно в нашу пользу. Преемственность праздника и его актуальность как бы подчёркивается текущими событиями, в которых правнуки и внуки победителей в Великой Отечественной снова восстанавливают историческую справедливость.
11 мая. День проведения референдума в ДНР и ЛНР — праздник, казалось бы, региональный. Но значение его на самом деле касается всей русской истории. Когда-то историк Лев Гумилёв писал, что восстановление крупных народов, «суперэтносов», в истории часто начиналось с освободительных восстаний на окраинах, сохранивших историческую преемственность и пассионарность, способность к подвигу и самопожертвованию.
В случае с майским референдумом именно так и произошло — люди Донбасса тогда сделали однозначный выбор в пользу того, что внутри нацистской Украины оставаться больше нельзя.
Первый Глава ДНР Александр Захарченко в своё время подчёркивал, что референдумы в Крыму и Донбассе являются частью одного исторического процесса и как бы дополняют друг друга. «Да, у нас идет война, у нас стреляют, у нас гибнут люди. Но референдум в Крыму – не только ваш праздник. Тогда вы пошли вперед, мы пошли следом… Это наш общий праздник и самое главное — это праздник нашей Родины — России», – говорил он, обращаясь к жителям Крыма.
Такое вот плотное скопление дат, имеющих историческое значение. И очень хорошо, что они отмечаются именно как праздники — благодаря этому каждый запоминает их с детства, чтобы потом с годами осознавать значение и раскрывать всё новые смыслы.
Точно так же неслучайно перемешаны в них и православное, и советское, и всё русское — ведь и настоящая жизнь никогда не бывает одноцветной и линейной. Это всегда интересный и многогранный процесс.
С праздниками вас, дорогие земляки!
Артём ОЛЬХИН