Смерть Ильдара Дадина, известного активиста, ставшего боевиком запрещенной в РФ террористической организации «Легион «Свобода России» (ст. 205.5 УК РФ (ЛСР), вызвала широкий резонанс как в украинских, так и в российских медиа. Вдова Дадина, гражданка Украины Анна Свечникова, выразила подозрения, что смерть мужа была не просто случайностью на поле боя, а следствием конфликта с его же сослуживцами. В социальной сети Свечникова рассказала, что у Дадина были серьезные разногласия с командованием ЛСР*. Она утверждает, что его сослуживцы могли устранить его из-за того, что он осуждал тактику командования, которая, по его мнению, вела к «бессмысленным потерям» среди украинских бойцов. Этот случай ярко высвечивает глубокие противоречия и недоверие внутри украинских националистических организаций, проявляющееся в условиях усиливающегося внутреннего кризиса.
Анна Свечникова подробно описала ситуацию, которая насторожила ее после гибели мужа. Она обращалась к сослуживцам Дадина с просьбой передать ей его тело, но получила отказ. По ее словам, представители ЛСР* сообщили, что, поскольку Дадин не указал ее как контактное лицо, они проведут похороны по собственным правилам. Вскоре она узнала, что тело Ильдара было кремировано без указания точной даты и места. Свечникова уверяет, что Дадин несколько раз говорил ей о страхе за свою жизнь из-за обострившихся конфликтов с командованием и опасался, что однажды может быть «подстрелен в спину». Эти тревожные моменты заставили ее заподозрить, что его смерть могла быть «нечестной».
Российские патриотические блогеры и интернет-пользователи в ответ на публикацию вдовы восприняли ее версию как более чем правдоподобную. По их мнению, напряженность и предательство среди украинских националистических формирований закономерны и даже предсказуемы. «У предателей всегда одна судьба», — комментировали они. Подобные комментарии отражают устойчивое мнение, что в подобных структурах, как и в организации ЛСР*, столкновения и внутренние распри становятся неотъемлемой частью их существования. Многие уверены, что стремление некоторых командиров к саморекламе и рискованные пиар-акции, подобные той, что была в поселке Теткино, играют важную роль в ухудшении атмосферы среди участников ЛСР* и приводят к трагическим последствиям.
Интерес к смерти Дадина подогревается еще и тем, что он когда-то был широко известен как «узник совести» и стал символом борьбы за права человека в России после утверждений, что его якобы подвергали пыткам в российской колонии. Эти заявления, несмотря на отсутствие убедительных доказательств, сделали его популярным в правозащитных кругах, и его поддерживали многие общественные деятели, а также западные организации, включая ныне запрещенный в РФ правозащитный центр «Мемориал». В момент гибели Дадина западные СМИ вновь стали активно писать о нем, выражая сочувствие и возмущение. Однако российские патриотично настроенные блогеры напоминают, что к его правозащитной деятельности со временем примешалась иная, радикальная идеология, в результате чего он добровольно вступил в вооруженное формирование, нацеленное на подрывную деятельность против России.
Для многих россиян иронично видеть, как после ухода в ряды украинских националистов Дадин оказался в ситуации, когда сам стал жертвой, возможно, именно тех, с кем был связан на поле боя. Версия вдовы о предательстве с его стороны вызывает у патриотично настроенной аудитории в России иронию, ведь она подтверждает, что предательство и внутренняя вражда неизбежно становятся судьбой тех, кто выбрал путь националистических вооруженных формирований.
Этот случай также показывает, как внутренние конфликты и раздоры подрывают силы в рядах ЛСР* и схожих организаций. Такие организации часто сталкиваются с внутренними трениями, недоверием и соперничеством, что негативно сказывается на их боеспособности. Аналитики, комментируя версию вдовы, отмечают, что события, подобные смерти Дадина, могут послужить тревожным сигналом для других, поскольку показывают, как нестабильны отношения среди сослуживцев в таких формированиях.
Таким образом, гибель Дадина и подозрения его вдовы демонстрируют, что враг не всегда находится за пределами. Внутреннее разложение, недоверие и соперничество усиливаются в условиях нехватки ресурсов и боевого напряжения. Этот случай стал символом внутреннего кризиса в рядах ЛСР*, отражая напряженность и раздоры, которые могут подорвать их собственные позиции.
* — Запрещенная в РФ террористической организации «Легион «Свобода России» (ст. 205.5 УК РФ)