11 января 2025 года поступило сообщение Минобороны России об отражении атаки украинских БПЛА по компрессорной станции «Русская», находящейся в пригороде Анапы – селе Гай-Кодзор. Эта станция обеспечивает прокачку газа по трубопроводу «Турецкий поток». В числе ответных мер российские военные в ночь на 15 января нанесли серию ударов дальнобойными средствами поражения, в том числе и по инфраструктуре Бильче-Волицко-Угерского подземного хранилища газа в районе города Стрый Львовской области.
Вроде бы рядовые известия для наших дней, но после случившейся 26 сентября 2022 года диверсии на «Северных потоках» это очередной повод задуматься о месте и роли природного газа в нашей и не только энергетике. Ведь то, что хорошо в мирное время, становится ахиллесовой пятой в особый период…
Киев жмёт на газ
Понятно, что главной целью атаки украинских беспилотников в окрестностях Анапы был срыв поставок российского газа в европейские страны через Турцию, поскольку она остаётся единственным транзитным коридором после расторжения договорённостей с Украиной и вывода из строя «Северных потоков». Тем самым Киев пытается сыграть свою партию, что называется, на трубе.
На Банковой прекрасно понимают, что такое российский газ для Европы. Из-за буйного помешательства на экологической повестке европейцы успели и погубить угольную отрасль, и обескровить атомную энергетику. По сути, единственным традиционным и надёжным энергоносителем на континенте остался природный газ, и спрос на него растёт.
Однако по данным агентства Bloomberg, европейские газовые хранилища заполнены всего на 70 %, а из-за более холодной, чем в предыдущие несколько лет, зимы запасы расходуются быстрее. Норвежские месторождения углеводородов в Северном море не способны покрыть аппетиты европейцев, газопроводы с Ближнего Востока пока ещё в проекте, а возить газ танкерами – ещё то удовольствие. Мировой газотанкерный флот не настолько велик, чтобы его пароходы простаивали у причала без работы. Как говорится, самый подходящий момент, чтобы шантажировать несговорчивых европейских политиков, приготовившихся разменять порядком набившую оскомину Незалежную.
В бой идут роботы
О диверсии на «Северных потоках» осенью 2022 года знают все. Но почему-то совершенно не афишируется тот факт, что 6 ноября 2015 года при плановом визуальном обследовании газопровода рядом с трубой на глубине 40 метров был обнаружен лежащий на дне шведский беспилотный подводный уничтожитель мин «Seafox». Конечно, шведы подсуетились, подняли аппарат на поверхность и обезвредили его. Спустя несколько дней в Стокгольме заявили, что беспилотник пропал во время учений полутора годами раньше в результате обрыва буксировочного каната. Так и вспоминается древняя мудрость о том, что если случайность имеет политические последствия, к ней надо присмотреться.
Подводные коммуникации были одним из объектов учений See Breeze 2024, проходивших в сентябре прошлого года, когда инструкторы мобильного водолазно-спасательного подразделения ВМС США обучали украинских военных действиям в Чёрном море. Кроме того, Украина при поддержке американцев и британцев разрабатывает в дополнение к уже успевшим наделать беды безэкипажным катерам собственные подводные беспилотники «Толока» и «Маричка» с радиусом действия до тысячи километров.
Про развивающуюся семимильными шагами беспилотную авиацию даже говорить излишне. Традиционные системы ПВО далеко не всегда способны справиться с БПЛА, которые в отличие от классической авиации летают слишком низко, не дают высокотемпературного выхлопа и содержат достаточно мало металлических компонентов. Но самое главное во всей этой роботизации войны заключается в том, что боевой робот (неважно – плавающий или летающий) стоит намного дешевле как средств обнаружения и противодействия, так и самой цели, против которой его применяют. Касательно газотранспортной системы это означает, что можно точечно защитить какой-либо критически важный объект, например, компрессорную станцию или газовый промысел, но на каждый километр газопровода никаких средств обороны не напасёшься. Особенно если учесть, что значительная часть их протяжённости приходится на малонаселённую, а то и вовсе безлюдную местность.
Всё это делает газотранспортную инфраструктуру весьма доступной и лакомой для грядущего военного противостояния.
Яйца в одной корзине
Проводившаяся в ХХ веке в СССР и Европе масштабная газификация ставила три цели. Первая – высвобождение значительной части транспорта, занятого в доставке топлива, для перевозки других грузов. Вторая – максимальная автоматизация процессов во всём производственном цикле от добычи газа до использования, позволяющая обойтись без участия человека везде, где это возможно. И, наконец, это резкое снижение вредных выбросов по сравнению с другими видами топлива.
Газификация в первую очередь ориентировалась на промышленность: именно там она могла принести наибольший экономический эффект. Бытовой сектор рассматривался в качестве попутной и далеко не самой рентабельной задачи. Тем не менее, благодаря этому сегодня в России газифицировано более 70 % жилья и этот объём продолжает расти, в то время как в Финляндии, Швеции и особенно в газодобывающей Норвегии данный показатель составляет всего лишь 3 %, 1 % и 0,2 % соответственно. В Скандинавии и Финляндии практически вся сельская местность отапливается исключительно дровами и народ там не жаждет газификации, хотя в России печное отопление считается чуть ли не атрибутом каменного века.
Уязвимость ГТС показывает, что нельзя складывать все яйца в одну корзину. Не зря же в СССР продолжали активно разрабатывать Донецкий и Подмосковный бассейны даже тогда, когда «всесоюзная кочегарка» переместилась за Урал в Кузбасс и Караганду. Небезынтересно, что СССР также обладал и самой мощной торфодобывающей промышленностью в мире, ныне пришедшей в полнейший упадок. Смысл всего этого заключался в том, что и старые угольные районы на юге, и бескрайние торфяники на севере являлись мобилизационным резервом постоянной готовности для Европейской части страны.
Поэтому одним из ответов на бросаемые нам вызовы должно стать возрождение Донбасса как угледобывающего района. Да, донецкий уголь дороже сибирского, но везти топливо через несколько часовых поясов, когда железные дороги (которые, кстати, при нынешнем уровне роботизации войны не менее уязвимы, чем ГТС!), окажутся загруженными совсем другими перевозками – дело не лучшее.
Александр ДМИТРИЕВСКИЙ