Одна из самых титулованных дзюдоисток региона давать интервью, как сама призналась, совсем не любит. Наш разговор для СМИ стал третьим в биографии выдающейся спортсменки. Хотя сама наша героиня о своей спортивной карьере отзывается скромно: «Не такая и выдающаяся биография, вот бы олимпийская медаль была». Позволим с ней не согласиться.
В первой декаде марта в Донецке на базе спортивного комплекса «Гранд» состоялся фестиваль по дзюдо, приуроченный к Международному женскому дню. Соревнования состоялись в честь мастера спорта международного класса, победительницы Всемирной Универсиады, участницы ХХХI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, многократной чемпионки и обладательницы Кубка страны Виктории Туркс. И сегодня она в гостях у «Донецкого кряжа».
Долгий путь на национальный чемпионат
– Виктория Викторовна, давайте начнём разговор с перспектив донецкого дзюдо. После событий 2014 года, понятно, стало совсем непросто. Как наших спортсменов воспринимают на соревнованиях после воссоединения с Россией?
– С 2014 года наши спортсмены выступали только на неофициальных стартах, турнирах без отбора на всероссийский уровень, и до конца понять наш уровень было очень сложно. Ежегодно участвовали в престижном международном турнире имени Анатолия Рахлина и показывали там неплохой результат – были у нас и чемпионы, и призёры.
Потом некоторое время участвовали в официальных стартах, правда, представляли Рязань, становились призёрами Центрального федерального округа. Дарья Опанасенко на молодёжном первенстве России стала пятой, попала в резерв сборной России до 21 года. Наши ребята и девчата были чемпионами и призёрами ЮФО по всем возрастам. Анастасия Акулова стала седьмой также на молодёжном первенстве страны.
Только с прошлого года наша сборная участвует в официальных стартах – всероссийских соревнованиях, первенстве и чемпионате России именно как сборная ДНР.
– Взрослый чемпионат России в нынешнем году пройдёт в октябре в Екатеринбурге. ДНР будет представлена на этом турнире?
– Надеюсь, что будет. Работаем над этим, много тренируемся. Желание себя показать в Екатеринбурге огромное.
Пошла по стопам сестры
– Давайте поговорим о вашей спортивной карьере. Уроженка Горловки, выпускница ДУОР, а почему в своё время выбор пал на этот вид спорта?
– У меня есть старшая сестра. Вот она первой выбрала этот вид спорта, а я уже пошла за ней, по её стопам. Кстати, в детстве несколько раз бросала, но всё равно возвращалась в зал.
– Как и почему в вашей жизни появился Донецкий юридический институт?
– Когда пришло время выбирать, где получать дальнейшее образование, выбирала между Донецким национальным университетом экономики и торговли и Донецким юридическим институтом. Посоветовалась с родителями и тренерами, приняли коллективное решение – ДЮИ.
Универсиада добавила уверенности, но…
– Чемпионаты мира и Европы среди полицейских. Насколько престижны были эти турниры?
– Если для института и, в принципе, для всего Министерства внутренних дел очень престижные, то для спортсмена профессионального уровня – не особо. Впрочем, это исключительно моё субъективное мнение, думаю, многие с ним не согласятся.
– Всемирная летняя Универсиада-2011 стала пиком карьеры?
– Считаю, что это была только серьёзная первая ступень. На тот момент я даже и не думала, что могу попасть на Олимпиаду. Универсиада добавила мне уверенности, что уж точно.
За выход в финал боролась с японкой – соперницей с родины дзюдо. Это уже о многом говорит. Она считалась одной из фавориток в нашем весе. Пришлось собрать волю в кулак и вперёд. Она начала проводить приём, но ошиблась, а я шанс не упустила и перевела её на болевой. На финальный поединок выходила совершенно спокойной, потому что как минимум серебро уже было моё. Моей соперницей была француженка, которая выиграла прошлую Универсиаду. Манера её борьбы более-менее мне была знакома, то есть конкурентка оказалась удобной. Когда выиграла, прыгала от радости, но самые главные эмоции выплеснулись в полуфинале.
Тогда запомнилось китайское метро. У нас заходишь в подземку и видишь платформу, рельсы, поезд выезжает из туннеля, а у них этого нет. Там, получается, заходишь в метро и всё закрыто, стоит ограждение, так что никто не упадёт. По технике безопасности, конечно, лучше.
– Прошло несколько лет с Олимпиады-2016, как сейчас оцениваете своё выступление и что вспоминается в первую очередь относительно Рио?
– Оглядываясь сейчас назад, думаю, что мне не хватило той самой уверенности в своих силах. Тогда анализировала своё выступление, где-то можно было и лучше выступить, забраться в число призёров.

Нюансы от поколения не зависят
– Тренерская карьера – стала логичным продолжением?
– В принципе, да. За пару лет до окончания спортивной карьеры была уверена, что буду тренировать.
– Насколько сложно работать со спортсменами нового поколения, в чём особенности?
– Сложности, понятное дело, есть, но обычно они в таких моментах, эпизодах, которые быстро забываются. Глубоко уверена, что всё это не особо зависит от поколения, наши тренеры с нами тоже намучались (улыбается). У каждого спортсмена и в принципе человека свой характер, а твоя задача – раскрыть его талант.
– Можно сказать, что наши ребята стали ровней соперникам из Большой России?
– Я бы не сказала, что мы сразу стали ровней, но постепенно сумели заявить о себе. Даже не сомневаюсь, нас заметили и стали считаться.
– Сейчас есть дзюдоисты, у которых просматривается большое будущее?
– У нас много хороших детей, никого выделять не буду. Очень надеюсь, что кто-то из них добьётся самых высоких результатов на масштабных соревнованиях.
– Какую должность в новой структуре республиканской Федерации занимаете вы?
– Старший тренер девушек до 21–23 лет и женщин.
Глеб ОЛЕВИЧ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж»