Ощущали себя покинутыми, когда чиновник отвечал на вашу беду казённой бумажкой? Эта боль – отправная точка для проекта «Народный контроль». Получив жалобу, они лично выезжают на место, «переводят» законы на простой язык и докапываются до сути. Почему иногда самое сложное – не починить трубу, а объяснить, почему её не починят именно сейчас? Почему всегда нужно действовать исключительно законными способами? Подробнее об этом и многом другом «ДК» рассказал представитель «Народного контроля» Сергей Ярош.
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Процесс реальной помощи начинается отнюдь не с формального принятия жалобы, а с её глубокого анализа.
«Народный контроль – это, прежде всего, инструмент, своего рода связующее звено, своеобразный мостик между властными структурами и простыми гражданами», – разъясняет Сергей. И подчёркивает: зарегистрировать обращение мало. Надо докопаться до самой сути проблемы: «Перевести казённый язык официальных документов на человеческий, доступно разъяснить, лично выехать на место, воочию убедиться в существовании проблемы и напрямую пообщаться с ответственными лицами».
Нередко люди ощущают себя покинутыми на самом базовом, бытовом уровне, где любая невнимательность или формализм со стороны, например, сотрудника ЖЭКа могут быть восприняты как глубоко личное оскорбление. Именно эту ситуацию «Народный контроль» и стремится изменить.
Жители могут обратиться в организацию разными способами:
«У народного контроля, в частности, функционирует горячая линия, проводятся личные приёмы граждан. Работают местные комитеты, активно используются социальные сети на различных платформах, где люди, не стесняясь, пишут порой даже в комментариях, и надо сказать, не всегда цензурно выражаясь, что тоже представляет собой отдельную историю. Но именно там они простым языком просят либо совета, либо помощи в решении какого-либо нарушения закона…»
ОТ ЖАЛОБЫ ДО РЕШЕНИЯ
После регистрации обращения возможны различные варианты развития событий. Как отмечает Сергей, многие вопросы находят своё решение в кратчайшие сроки. Но некоторые случаи требуют более продолжительного рассмотрения или носят фундаментальный характер, предполагая внесение системных изменений.
Работы много: «Я практически ежедневно выезжаю на места по поступающим обращениям и заявкам, чтобы лично зафиксировать обстановку, помочь грамотно интегрировать решение в рабочий график, и, взаимодействуя со специалистами, добиться того, чтобы люди получили исчерпывающие разъяснения…»
Краеугольный камень всей системы – доверие граждан.
«Люди получают детальные разъяснения. Значительный массив вопросов решается, в том числе благодаря тому, что мы ускоряем отдельные процессы и держим их на контроле».
Впрочем, Сергей признаёт: «Существуют проблемы, которые невозможно разрешить сиюминутно. Некоторые вопросы находятся в стадии развития, другие требуют долгосрочного планирования».
Самое сложное – донести до граждан важность расстановки приоритетов.
«Если в вашем дворе что-то не сделано, это не означает, что работа не ведётся. Это свидетельствует о том, что в данный момент все ресурсы сконцентрированы на решении более масштабной и сложной задачи, требующей незамедлительного вмешательства».
К примеру, ремонт стратегической магистрали, обеспечивающей половину города, неизменно будет иметь приоритет над мелкой протечкой в отдельно взятом доме. Особенно в условиях дефицита ресурсов и кадров.
ВОДНЫЙ КОЛЛАПС И ДЕРЕВЯННЫЕ ЧОПИКИ
Вопрос водоснабжения, конечно, сейчас самый болевой. Сергей детально описывает масштаб катастрофы:
«Наши стратегические магистрали, доставшиеся ещё с советских времён, пребывают в крайне плачевном состоянии. Специалисты водоканалов вынуждены проводить экстренный ремонт: где-то устанавливают деревянные чопики, где-то накладывают хомуты, а на трубы большого диаметра, для которых хомутов не найти, применяют временную аварийную сварку». Пример с «деревянным чопиком» ясно отражает, в каких чрезвычайных условиях приходится работать и насколько критически изношена инфраструктура.

Параллельно ведётся борьба за обеспечение доступности питьевой воды. Установлен предельный порог цен на разливную и бутилированную воду. Согласно новым правилам, каждая торговая точка должна предлагать как минимум одну позицию 5-литровой бутилированной воды по социальной цене. Однако на практике производители пока не обладают достаточными мощностями для обеспечения такого объёма поставок во все магазины.
«Наш местный производитель из Старобешево пошёл навстречу потребителям, установив цену в 49,90 за 5 литров – это минимальная стоимость в регионе. Стоит отметить, что на всём Южном Федеральном округе, у наших соседей, такой цены попросту не существует», – констатирует Сергей.
Однако, что касается разливной воды, многие предприниматели изначально отказывались продавать её по установленной социальной цене в 3,50 рубля за литр, ссылаясь на нерентабельность и технические сложности. «Мы буквально вели непрерывную работу в течение нескольких недель совместно с профильными министерствами», – признаётся Ярош. Благодаря последовательному мониторингу более 500 объектов торговли, ситуацию удалось стабилизировать, и социальная цена стала соблюдаться.
Успех этой операции был обеспечен в том числе титаническими усилиями волонтёров:
«Это был критически важный период, когда наши добровольцы во всех городах ежедневно совершали выезды, вкладывая время и силы безвозмездно – подчеркну, эта работа не оплачивалась».
НЕ НАРУШАТЬ, А ДОГОВАРИВАТЬСЯ
Сергей особо подчёркивает фундаментальный принцип своей работы: «Народный контроль» неизменно выступает на стороне закона, а не того, кто громче всех выражает недовольство. И приводит характерный пример – ситуацию с жителями, которые самовольно врезались в общедомовой стояк и установили в подъезде накопительный резервуар, лишая тем самым водоснабжения своих соседей. И таких ситуаций было очень много.

«Было грубо нарушено жилищное законодательство, никаких согласований проведено не было. Совершенно иной была бы ситуация, если бы они надлежащим образом оформили документы и организовали систему подачи воды для всех квартир, никого не ограничивая в доступе».
Нарушителям пришлось подробно разъяснять их ошибку и демонтировать незаконную врезку, несмотря на открытое выражение недовольства с их стороны.
«Наша работа представляет собой слаженное взаимодействие, которое неизменно остаётся на стороне справедливости», – подчёркивает собеседник «ДК».
ОБЩЕЕ ДЕЛО
Сергей Ярош акцентирует внимание на психологической составляющей. В условиях кризиса люди нередко замыкаются на собственных трудностях.
«Когда человека затрагивает та или иная проблема, он, безусловно, в первую очередь думает о себе – это естественная реакция. Однако важно понимать, что вызовы, стоящие перед нами, являются общими для всех жителей».
Только осознав единство перед лицом проблем, протянув друг другу руки помощи, вместе получится справиться с любыми трудностями. И жителям Донбасса это известно, как никому другому.
Давид Худжец
Фото автора