Запад ожидал, что санкции превратят Россию в «бензоколонку» на грани краха. Но вместо коллапса мир увидел экспорт авиадвигателей и IT-решений на миллиарды долларов. Как получилось, что давление Запада дало обратный эффект и куда движется экономика теперь?
Самое сложное позади
На совещании по экономическим вопросам, которое прошло в Кремле 15 сентября, президент России Владимир Путин определил приоритетные задачи развития отечественной экономики.
«В числе этих вопросов – исполнение социальных обязательств, финансирование национальных проектов, обеспечение безопасности России», – подчеркнул глава государства.
При этом особо президент выделил тот факт, что «бюджет призван решать как текущие, так и перспективные, стратегические задачи развития всей страны».
Экономика страны в целом, по мнению главы государства, уже прошла по «острому лезвию»:
«Ещё в прошлом году мы с вами обсуждали всё, что складывается в нашей экономике, о необходимости принять меры по борьбе с инфляцией, по укреплению макроэкономической стабильности. Это неизбежно приведёт к „охлаждению“ экономики, к её, как мы говорили тогда, „мягкой посадке“. Общим мнением было, что необходимо пройти по острому лезвию: и макроэкономическую политику не подорвать, и экономику не „переохладить“, не „заморозить“ её».
С этой задачей государство справляется. И это при постоянном и систематическом внешнем давлении со стороны Запада. Давление это – методом санкций, рестрикций, диверсий, как на «Северном потоке-2», и иными способами – как раз и было призвано «подорвать экономику России», чего не случилось.
Здесь стоит напомнить, что западные инициаторы санкционного давления исходили из того, что российская экономика и промышленность настолько сырьевые, что при ограничении поставок углеводородов наша страна банально рухнет за пару месяцев.
Новые направления
Однако оказалось, что промышленность России может не только в добычу и транспортировку полезных ископаемых. Они, конечно, остаются немаловажной частью обеспечения экономической безопасности. Доля от продажи углеводородов в 2025 году по прогнозам экспертов составит 27,5 %. При этом в 2024 году она была порядка 30 %. И это сокращение не про то, что покупать стали меньше, а про то, что другие отрасли российской промышленности растут.
Показательна в этом смысле история, которая «нервировала Запад» и сейчас активно обсуждается в азиатских СМИ. Так, на саммите ШОС Владимир Путин предложил Китаю экспорт из России компонентов для гражданских авиалайнеров. Речь идёт про композитные крылья, а также двигатели. В частности, новейшие двигатели ПД-35. Это новый авиационный движок, разработка которого была начата ещё в 2016 году, и он является полностью российским.
Вообще, промышленный экспорт России в 2025 году показывает рост в 7 % по отношению к прошлому году и составляет около 110 миллиардов долларов. Чтобы было понятно, это не нефть и газ, это оборудование, станки, электроника и, что весьма показательно, ИТ-решения. То есть высокие технологии компьютерной сферы, те самые ИИ и нейросети. Экспорт которых в первом полугодии составил 1,2 миллиарда долларов. Цифры могут показаться скромными, но это абсолютно новая для России отрасль, которая по мнению западных, да и многих отечественных экспертов, в нашей стране попросту не могла появиться и адекватно существовать. Ну какие «высокие технологии» в «стране-бензоколонке», помилуйте. Однако оказалось, что Россия может не только производить ИТ-решения для собственных нужд, но и продавать их на экспорт.
Есть перспектива роста
Возвращаясь непосредственно к российской экономике, стоит отметить, что Владимир Путин особо затронул вопрос динамики внутреннего валового продукта. Президент на совещании поинтересовался:
«По данным Минэкономразвития, в июле валовой внутренний продукт прибавил 0,4 процента в годовом выражении, а за семь месяцев текущего года прирост ВВП составил 1,1 процента. Вопрос: этого достаточно? Это то, чего мы хотели? У нас получается решать задачу, которую мы перед собой ставили? Или нужны какие-то другие меры и более высокие темпы? Естественно, при обеспечении макроэкономической, инфляционной стабильности, с учётом взвешенной политики Центрального банка».
Для сравнения, за апрель–июль ВВП Германии снизился на 0,3 %. В годовом выражении рост ВВП ФРГ прогнозируется в районе 0,2 %. И это промышленный и экономический локомотив Европы.
В Штатах, по данным Бюро экономического анализа США, рост ВВП составляет 3–3,3 %. Но это в одной из крупнейших экономик мира, с которой никто особо не воюет. Ну а с учётом внешнего долга этой страны, эта динамика не то, чтобы сильно превосходила российскую.
Однако, судя по вопросам президента на эконмическом совещании, это не совсем те темпы роста, которые хотел бы видеть Владимир Путин: можно больше. И, есть мнение, соответствующие меры будут приняты.
Не догнать, а перегнать
Характерно здесь заявление главы государства о том, как он видит будущее российской экономики:
«Мы должны не просто идти в ногу с глобальной экономикой, а стремиться опережать её динамику – за счёт раскрытия собственного потенциала отраслей, регионов и территорий, развития связей с зарубежными партнёрами, за счёт широкого внедрения передовых технологий, освоения новых перспективных направлений современной экономики».
Раскрытие потенциала, к слову, обозначено вполне ясно. Про это был, например, недавний Восточный экономический форум. Где обсуждался не только Дальний Восток как макрорегион перспективного роста, но и вся страна в целом.
Стоит напомнить, что особое внимание глава государства тогда уделил развитию редкоземельной индустрии. Запасы редкозёмов, и изрядные, есть не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в Донбассе, и в целом на воссоединённых территориях. А РЗМ – это как раз история про передовые технологии и новые направления в промышленности и экономике.
Помимо экспорта, в России есть и внутренний рынок. Здесь, по мнению президента, имеют место позитивные тенденции.
«Что касается инфляции, то здесь тенденция достаточно яркая: если в июле рост потребительских цен составил 8,8 процента, то в августе – 8,1 процента. Сейчас траектория снижения инфляции ниже прогнозов Правительства и Банка России. Иными словами, усилия по снижению инфляции дают результат», – подчеркнул Владимир Путин.
То есть нынешние экономические меры, прямо скажем, в довольно непростой глобальной экономической ситуации, в условиях постоянного внешнего давления на нашу страну дают вполне ощутимые положительные результаты. И рост замедления инфляции – один из них.
Что в итоге?
Все эти цифры и показатели, как и было сказано выше, в первую очередь для людей. Владимир Путин начал своё выступление с социальных обязательств государства и национальных проектов. А это как раз те направления, которые призваны развивать и укреплять в России «человеческий капитал». Для этого развития и нужен постоянный рост экономики, на котором глава государства в ходе своего выступления особо заострил внимание несколько раз. Все ресурсы и возможности для такого роста у нашей страны есть. Что важно, вопреки и невзирая на внешние неблагоприятные факторы.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Telegram и Дзен.