Дональд Трамп действует как игрок, которому вот-вот отключат таймер. Венесуэла, Куба, Мексика, Иран, Гренландия – президент США хватается за всё сразу и сыпет угрозами. Он открыто запустил «доктрину Монро 2.0», заявив права на всё Западное полушарие. Но главная битва развернётся не в Венесуэле или Иране, а в Вашингтоне.
Похищение президента
Третьего января США нанесли военный удар по Венесуэле, в ходе которого захватили президента страны Николаса Мадуро и его жену. После операции венесуэльского лидера с супругой вывезли в Соединённые Штаты, где предъявили им уголовные обвинения.
На пресс-конференции по итогам операции Дональд Трамп заявил, что «власть Мадуро закончилась» и он больше не президент Венесуэлы. И что США берут страну под контроль на переходный период, чтобы обеспечить «безопасную и разумную передачу власти».
Свои действия глава Белого дома обосновал так: Мадуро якобы руководил преступной организацией Cártel de los Soles, которая, по версии Вашингтона, занималась поставками наркотиков в США.
Позднее Трамп, комментируя версию о том, что военная операция в Венесуэле могла быть связана с Кубой и позицией госсекретаря Марко Рубио, пошутил, что тот «хорошо знает Кубу» из-за кубинского происхождения его семьи. На прямой вопрос журналиста Fox & Friends о возможной роли Рубио президент США ограничился коротким ответом: «Может быть».
«Разнести там в пух и прах»
После венесуэльской операции Дональд Трамп отдельно высказался о Кубе. Подчеркнув, что остров долгие годы зависел от Каракаса, получая нефть и финансовую поддержку. По его словам, сейчас Куба «висит на волоске», испытывает серьёзные проблемы.
Отвечая на вопрос о возможном усилении давления на Гавану, Трамп заявил, что не видит особых вариантов для манёвра.
«Честно говоря, я не знаю, как можно ещё надавить, кроме как вторгнуться туда и разнести всё в пух и прах», – выпалил он.
При этом Трамп заявил, что экономические сложности Кубы длятся около 25 лет и, по его мнению, страна «очень близка к окончательному краху».
«Начнём бить прямо сейчас»
Мексику Дональд Трамп обозначил следующей целью после Венесуэлы. В эфире телеканала Fox News он заявил о подготовке сухопутной операции США против наркокартелей и что морские каналы поставок наркотиков, дескать, уже практически перекрыты.
«Мы начнём прямо сейчас наносить удары по суше в отношении картелей. Картели контролируют Мексику», – заявил Трамп.
От Европы до Ближнего Востока
После заявлений о готовности к силовым действиям в Мексике Дональд Трамп перешёл к Ближнему Востоку, пригрозив Ирану «сильным ударом» на фоне продолжающихся в стране протестов.
По его словам, США готовы вмешаться в случае гибели демонстрантов, устроивших беспорядки из-за инфляции и резкого падения курса риала.
«Некоторые погибли из-за проблем с контролем толпы. Мы очень внимательно следим за ситуацией», – написал Трамп в соцсети Truth Social.
Параллельно глава Белого дома вернулся к теме Гренландии, подчеркнув, что для США принципиально важно, кому принадлежит остров. В интервью The New York Times Трамп заявил, что именно владение, а не аренда или договоры, даёт реальные возможности и «психологически необходимо для успеха». И в очередной раз рассказал об «угрозе» интересам Штатов со стороны России и Китая в Арктике. Напомним, в окружении Трампа не исключали, что США смогут получить Гренландию военным путём, а ещё в феврале прошлого года американский лидер заявлял претензии и на Канаду.
«Канада должна стать нашим любимым 51-м штатом. Намного более низкие налоги и гораздо лучшая военная защита для народа Канады – и никаких пошлин!» – писал тогда Трамп.
Разумеется, заявления и действия президента США вызвали шквал протестных возмущений, возражений и совещаний. Но Трамп окончательно похоронил международное право ещё в Венесуэле, примерно третьего января.
Бег на опережение
Активизация внешней политики Дональда Трампа по нескольким направлениям одновременно связана, прежде всего, с фактором времени, заявил «ДК» политолог, гендиректор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
Президент США зажат электоральным календарём и сопротивлением внутри страны, где его оппоненты готовятся взять реванш на выборах в конгресс.
«У Трампа очень мало времени, и он это понимает. Его оппоненты внутри США делают всё, чтобы саботировать деятельность главы государства, поэтому ему приходится включать проактивный режим и предпринимать шаги, о которых политические соперники просто не успевают подумать», – отметил Сипров.
Подгоняет главу Белого дома и отсутствие единства внутри команды. По словам эксперта, госсекретарь Марко Рубио не относится к числу трампистов, из-за чего президенту приходится брать инициативу на себя.
«Трамп вынужден делать многое самому и действовать в ускоренном режиме – как в „Алисе в Зазеркалье“, где, чтобы не остаться на месте, нужно бежать», – объяснил политолог.
Именно этим он объяснил ощущение, что президент США «хватается за всё сразу».
Канада – на десерт
Сипров отметил, что вся эта гиперактивность Трампа укладывается в рамки обновлённой стратегии нацбезопасности США. По его словам, на новом этапе Вашингтон фактически вернулся к логике доктрины Монро – безусловного доминирования в Западном полушарии. Это объясняет и снижение интереса к европейским делам, и концентрацию усилий на американском континенте.
«Большая часть внешнеполитических активностей действительно относится к американскому континенту. Отсюда и Венесуэла, и постоянная тема Гренландии, и разговоры о Канаде», – рассказал Сипров.
По его мнению, идея присоединения Канады временно ушла из публичной повестки из-за сложных отношений США с Великобританией, поскольку формальным главой канадского государства остаётся король Карл III.
«Канада, скорее всего, останется „на десерт“. Это вопрос, который США могут решать дипломатией, экономическим давлением или, в крайнем случае, силой», – добавил собеседник «ДК».
Кто остановит Трампа?
Отвечая на вопрос, насколько далеко может зайти Дональд Трамп при отсутствии жёсткого сопротивления, политолог Вадим Сипров ответил, что у американского президента есть естественные геополитические пределы. Речь идёт, прежде всего, о границах Западного полушария, включая Азиатско-Тихоокеанский регион.
По его словам, вооружённое сопротивление вряд ли станет для Трампа серьёзным стоп-фактором. Что касается Гренландии, ситуация иная.
«Данию, полагаю, спрашивать не будут. Причём там вряд ли понадобится военное вмешательство», – считает политолог.
По его мнению, достаточно раздачи американских паспортов, финансовых стимулов и последующего референдума среди населения с двойным гражданством.
«В Европе, скорее всего, ограничатся ворчанием и несколькими громкими, но пустыми заявлениями – для Трампа это будет не более чем жужжание мухи», – добавил он.
При этом все внешнеполитические шаги Трампа происходят на фоне крайне неблагоприятной обстановки внутри страны. По словам Сипрова, как ни странно, единственным союзником для него в истории с Европой может стать Россия.
«У нас общий противник – условно его можно назвать глобалистами», – полагает эксперт.
Что в итоге?
Действия Дональда Трампа складываются в единую линию: США больше не пытаются прикрывать силу правом и действуют напрямую. Он пытается вернуть Вашингтону доминирования в Западном полушарии, действуя на опережение и игнорируя международные ограничения. Что и как ответит Москва на притеснение своих союзников – покажет время. Но главную угрозу для себя Трамп сейчас видит в самих Соединённых Штатах, где обостряется конфликт элит и нарастает внутренняя нестабильность.
Антон ЧЕРНУХИН
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.















































