«Волонтёры как муравьи: каждый тащит соломинку в общее благое дело. Мы понимали, что работаем не за зарплату, это была кучка энтузиастов, которые просто хотели делать добрые дела и помогали друг другу их делать». Именно так в 2014-м году началась история международной группы добровольцев, которую объединила вокруг себя наша землячка в Москве. И вот уже 12 лет Елена Романенко поддерживает родной Донбасс, отправляя сотни тонн гуманитарного груза из столицы России.
Корни Донбасса
От звонков с предложением помочь до адресных заявок о помощи, от сбора гумконвоя до разгрузки в Донецке. В таком режиме нон-стоп уже не первый год живёт руководитель волонтёрской группы «Москва-Донбасс». Некоторые называют её командиром группы, что больше подходит её характеру. Ведь она наша: родилась в Горловке, школу окончила в Макеевке, работала в Донецке. Пробивная и никогда не опускающая руки. За жизнь судьба не раз испытывала Елену на прочность: когда старшая дочь оказалась на грани жизни и смерти, она бросила всё и переехала в Москву, чтобы спасать ребёнка. И спасла. К началу боевых действий в Донбассе в 2014 году Елена уже была москвичкой.
«Вместе с дочкой мы помогли четырём раненым ребятам, оказавшимся в ростовском госпитале. Потом ещё троим, ещё двоим. Потом беженцам помогали. Начиналось всё с пяти сумок, которые собрали для бойцов – предметы первой необходимости, сменная одежда, чай, кофе. Ну и, как говорится, понеслось. Делать добро – это затягивает в хорошем смысле слова», – рассказывает она.
Волонтёрское подполье
Елена вспоминает, как ездили с бывшим ополченцем Уралом, потом с бывшим ополченцем Судьёй по всей Москве на маленькой машинке и собирали помощь у всех, кто её давал буквально по коробке. Всё держалось на личных связях, на человеческом факторе. По звонку искали водителей, грузчиков. Команды волонтёров как таковой не было. Работало сарафанное радио, потом уже появились первые склады. Вернее, первые «уголки». В подъездах, в прихожих, в квартирах, на чердаках. Денег на аренду нормальных помещений не было, да и сейчас особо нет.
«Один из первых складов у нас вообще был в киностудии, где снимали мыльные оперы. Представьте, буквально за стеной идут съёмки какого-то сериала, а мы с подругой сортируем лекарства и одежду. Бывало часто, что заходили актёры к нам, приносили каждый что мог – коробки детского питания, хорошую одежду. Кочевали так, где впустят, мы довольно часто».
Кто были первыми помощниками и волонтёрами группы «Москва-Донбасс»? Разные люди. Бывшие ополченцы, политэмигранты из Украины, которые нашли спасение в России, соседи, друзья друзей.
Искра добра по всей стране
Но с началом спецоперации масштабы стали другими. СВО коснулась многих российских семей. По всей стране стало в десятки, в сотни раз больше людей, желающих помочь мужьям, сыновьям, братьям, товарищам. Многие создали свои волонтёрские группы. Кто-то примкнул к движению «Москва-Донбасс».
Сейчас каждая из групп имеет своё направление работы, своих подопечных, подшефных. Кто-то делает сухую еду, кто-то вяжет сети, шьёт носилки.
«Мы дружим и взаимодействуем с несколькими волонтёрскими группами в Москве и Подмосковье. Например, группа „Жуковяз“ на каждый наш гумконвой передаёт маскировку, группа „Zаряд помощи СВОим“ в одной из школ организовала целую мастерскую. Там в разных помещениях раскраивают костюмы, сушат овощи, на 3D-принтерах печатают нужные детали для фронта. Группа „Помогаем нашим“ из посёлка Вешки в основном помогает военным медикам – лекарствами, перевязочными материалами, расходниками. Нам помогают собирать и отправлять волонтёрские гумконвои фонды „Руспомощь“, „От сердца к сердцу“, „Справедливая помощь доктора Лизы“, „Усердие“. Нам помогают сообщества поддержки семей из Алтуфьево и Отрадного, храмы из Лианозово, Шаболовки, подмосковного Реутова, помогают общественные организации: Русская община из Пушкино и Мытищ, Русская Народная Дружина, „Русь Триединая“».
Многих активистов Елена знает лично по именам. Ну и, конечно, они знают её.
Группа «Москва-Донбасс» выстроила такую систему работы, при которой есть открытая и прозрачная обратная связь. За получением любой помощи следуют фото- и видеоотчёты тех, кто её получил. Всё на виду. Всё ежедневно на странице группы. Среди благотворителей нет ни одного «миллиардера», это обыкновенные простые люди: учителя, врачи, служащие, домохозяйки и их мужья, братья, соседи.
И так – уже двенадцатый год. Елена Романенко стоит во главе волонтёрской группы, которая стала инициатором разных проектов: от гуманитарных конвоев до программы кратковременного отдыха детей от войны под названием «Счастливые каникулы».
Миссия выполнима: почти 2 миллиона килограммов гуманитарного груза
Меняются волонтёры, активисты. Кто-то не выдерживает моральной нагрузки, кто-то не готов отдавать всё своё время добровольчеству. Но караван спасения идёт, гуманитарная миссия силами каждого неравнодушного участника не останавливается ни на день.
В январе из Москвы в Донбасс отправился уже 91‑й по счёту 20-тонник. И пока помощь из одной фуры только раздают, следующий конвой уже собирают. Объёмы поражают: за время работы группы волонтёрами собрано и отправлено более 1 млн 800 тысяч кг гуманитарного груза. Вся помощь идёт людям от людей, из рук в руки, от сердца к сердцу. И спустя 12 лет, по словам Елены, всё так же держится на личных контактах и доверии. Хотя, конечно, контактов стало в разы больше.
Координатор группы «Москва-Донбасс» в столице – москвичка Сауле Иванова. Координатор группы в Донбассе – член Общественной палаты ДНР, дончанка Юлия Гончарова.
«Откуда берутся силы и энергия? Как откуда? От людей, которые нас благодарят, любят, ждут. Они пишут письма, присылают грамоты. А недавно артиллеристы 242-го полка даже песню сочинили и посвятили группе „Москва-Донбасс“, жаль, что на страницах газеты её прослушать нельзя. Очень тёплая и красивая песня», – говорит Елена.
Она нередко бывает на малой родине, встречается с подопечными, отмечает, как преображается регион.
«Многое меняется к лучшему. Дороги хочу отметить, они стали лучше, больницы и школы повсюду ремонтируют, идёт стройка нового жилья. Но боевые действия задели немало семей. И в прифронтовых районах ещё очень много тех, кто нуждается в поддержке. Плюс проблема воды, конечно, измучила дончан. Государство делает то, что должно делать государство. А мы, волонтёры, делаем то, что можем делать мы. Шаг за шагом. Адресно».
Сколько ещё придётся отправить гумконвоев, пока жизнь мирных людей вернётся в привычное русло, никто не знает. Но пока нужда в волонтёрской поддержке есть, Елена и её помощники будут продолжать работать.
Юлия ПУРЫШЕВА
Фото из личного архива героя



















































