Комната в молодёжном центре превращена в мастерскую. Здесь кроят, шьют и отправляют на фронт антидроновые плащи. Группа волонтёров, женщины, которые всей душой болеют за каждого бойца на передовой. Они называют себя – «Сердце матери».
Основатель и идейный вдохновитель пошивочного цеха – Наталья Воржева, мама военнослужащего Вооружённых сил России. Пожалуй, одного из самых молодых комбатов на всей линии боевого соприкосновения.
«Заказ на антидроновые накидки пришёл от моего сына и его сослуживцев. Он принимал участие в «Русской весне» ещё школьником, 16-летним мальчиком, – рассказывает Наталья. – А сейчас он офицер и на СВО с самого первого дня».
Наталья и Марк Воржевы хорошо известны жителям Северодонецка. В 2014 году ещё подростком Марк создал антифашистскую юношескую организацию. Ребята помогали строить блокпосты, патрулировали город, собирали гуманитарку для ополченцев. За два дня до того, как в город вошли террористы из полка «Айдар»*, им удалось уехать.
«Сына пришли арестовывать, но нас уже не было, – говорит Наталья. – Мы выехали в Москву, устроили Марка в школу, но проучился он всего два месяца и уехал защищать родную землю».
Когда обстановка в Донбассе немного стабилизировалась, Марк продолжил учёбу. Окончил военное училище, стал офицером. С начала СВО принимал участие в боевых действиях под Киевом, затем – под Харьковом. 9 мая 2022 года был ранен, потом вернулся в строй и освобождал родной Северодонецк. Некоторое время даже исполнял обязанности мэра города, затем снова ушёл на фронт.
Все эти годы мама поддерживает сына и помогает ему. Профессиональная швея нашла идеальное применение своим навыкам.
«Приехала в часть навестить сына, спросила, чем помочь, а ребята попросили починить одежду. Где-то раздобыли швейную машинку, и я прямо там, за столом начала ремонт. Мне в радость, а бойцам – помощь».

Тема защиты от дронов прозвучала в одном из разговоров с сыном, и Наталья решилась сшить свою первую защитную накидку. Для тестовой версии использовала подручные средства: фольгированное медицинское одеяло и камуфляжную ткань.
«Первый вариант был совсем неудачным, – улыбается экспериментатор. – Он шуршал так, что его могли слышать не только идущие рядом, но и операторы врагов».
Сначала это были накидки, теперь – плащи. Модели Наталья разрабатывает с учётом пожеланий и замечаний самого строго критика.
«Главный мой критик – сын, – рассказывает Наталья. – Все говорят «спасибо» и только он нещадно критикует: и завязки не там, и материал топорщится, и для рюкзака нет защиты. В общем, приходится продумывать каждую мелочь».
С опытом пришло понимание, какие материалы нужно использовать. Методом проб и ошибок удалось найти оптимальный вариант. Сначала всё необходимое Наталья покупала на свои сбережения, но количество заказов увеличивалось и стало понятно, что в одиночку она уже не справится. Так в ноябре прошлого года возникла идея создания отдельного волонтёрского отряда, а уже в начале февраля первые антидроновые плащи уехали к бойцам.
«В одни руки шить стало тяжело, и я обратилась за помощью в волонтёрское объединение. На мою просьбу откликнулись девочки – и вот теперь мы вместе помогаем нашим ребятам, – делится радостью Наталья. – Сейчас делаем по десять антидроновых плащей за три дня. Всего передали бойцам около 100 изделий. Пока что промышленным производством антидроновых накидок в Республике занимаемся только мы».
«Девочки» улыбаются. Их сейчас 12 человек. Самой старшей – 72, которые помоложе – им чуть за 60, но возраст никак не сказывается на желании помогать фронту. Все дружно работают и сетуют, что не хватает швейных машин, с ними бы работа пошла ещё быстрее.
Кроме Натальи, в этом дружном коллективе только одна профессиональная швея. Все остальные имеют разные специальности, иногда очень далёкие от швейного дела.
Алла Одинцова – музыкант, всю жизнь проработала музыкальным руководителем в детском саду и никогда «не играла» на швейных инструментах. На вопрос, что привело её сюда, удивлённо пожимает плечами.
«Мой отец прослужил всю войну. Он лётчик, ночной бомбардировщик. С 17 лет на фронте. Награждён тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, орденом Ленина – я не могу предать его, его память».
По словам Аллы, она готова выполнять любую работу, только чтобы не оставаться в стороне, чтобы в меру сил помогать. И пусть сейчас она просто вырезает детали – её помощь нужна тем, кто непосредственно занимается пошивом.
Клавдия Веретенникова за швейной машинкой больше пятидесяти лет, мотивации хоть отбавляй: у неё на фронте два внука. С началом СВО ребята, не раздумывая, пошли добровольцами на фронт. Воюют, бьют врага – один на курском направлении, второй – на донецком.
«Я увидела, чем здесь занимаются, и пришла, – смеётся Клавдия. – Для меня эта работа совсем не сложная: у меня большой опыт. Главное – шить с душой и с любовью. Помогаю и кроить, и вырезать, и моделировать – для меня это простая задача».
За свою карьеру Клавдия научилась не только шить, вышивать, но даже ремонтировать машинки. Говорит – хватает и материалов, и желания, не хватает только машинок. Была бы техника, смогли бы увеличить производство в несколько раз.
Рука об руку с Клавдией трудится Татьяна Тарасова – самая взрослая «девочка» в коллективе, ей 72. Она тоже никогда не занималась этим профессионально. Говорит, что, как и все женщины, могла пришить пуговицу, залатать детям штаны, но не более того. В мастерскую привело желание помочь. У неё в семье мужчин нет, но это не значит, что помогать некому.
«Сначала мы плели маскировочные сети, потом нам предложили перейти сюда – и у меня даже не возникло желания отказаться. Мы делаем очень важную работу – сохраняем бойцам возможность избежать ударов дронов. При помощи наших плащей они становятся невидимыми для глаз врага, – делится своими чувствами Татьяна. – Буду помогать столько, сколько нужно. Возраст здесь ни при чём».
Всю необходимую технику активистам вскоре подарят, чтобы поставить производство на поток. В покупке материалов для пошива принимает участие «Народный фронт», помещение для мастерской нашли при помощи Дарьи Лантратовой, сенатора от ЛНР. Недавно пришла помощь от москвичей – профессиональная швейная машинка.
«Как только мы получим все необходимые материалы и инструменты, обязательно увеличим выпуск антидроновых плащей, – говорит руководитель волонтёрского отряда. – А ещё у нас в планах – наладить производство мобильных медицинских носилок, чтобы как можно больше ребят можно было эвакуировать с поля боя».
Наталья постоянно получает новые вводные от сына. Комбат с позывным Медведь, как никто другой, знает, что необходимо для сохранения жизни бойцов. А мама старается учесть все пожелания сына, воплотить его идеи в жизнь, сделать всё так, чтобы самый строгий критик её работы был доволен.
Женщины верят, что их изделия помогут всем воинам вернуться в свои семьи живыми и здоровыми. Ведь в каждом пошитом плаще есть частица их любви, веры и надежды. А «Сердце матери» бьётся в унисон с сердцами всех ребят на фронте.
*– запрещённая в России террористическая организация
Егор КИЛЬДИБЕКОВ
Фото автора
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж»