Мертвецы для нынешних украинских «элит», оказались очень прибыльным бизнесом, который нынешний киевский режим решил поставить буквально «на поток».
«А не спеши ты их хоронить»
Прибалтийское издание LSM на днях вышло с «душераздирающим» материалом про некоего «героя Украины», Сергея Янюкса. Он уже некоторое время митингует на Майдане и даже объявил голодовку в знак протеста против строительства Национального мемориального кладбища под Киевом. По мнению боевика ВСУ с позывным «Латыш», новое кладбище представляет собой опасность для местной экологии и жителей: там слишком высокий уровень грунтовых вод, что приведет к буквальному вымыванию тел из могил и попаданию трупного яда в ближайшие водоемы.
Как заявляет Янюкс:
«Идея хорошая, но, как оказалось, деньги были для них на первом месте. Они нашли место для мемориала, где могли бы хорошо заработать. Им нужно вырубить много деревьев и построить дренажные системы, потому что уровень грунтовых вод там очень высокий».
По данным Олега Царева, активиста оперативно скрутила украинская полиция.
«На Майдане в Киеве полиция жёстко задержала ветерана ВСУ, который объявил голодовку против строительства под Киевом национального военного мемориального кладбища. На строительстве уже успешно освоили несколько миллиардов гривен. При этом оппоненты заявляют, что тендеры имеют все признаки коррупции, а их победители связаны с окружением Зеленского», – пишет российский эксперт по украинской политике.
И это далеко не первое задержание Янюкса в связи с его протестами.
Сотни тысяч покойников
Проект Национального кладбища под Киевом был инициирован еще в 2023 году и с тех пор оброс огромным количеством нарушений и «схем». Что прекрасно иллюстрирует то, как на Украине в действительности относятся к своим «павшим героям», несмотря на демонстрируемый пафос и массовое вставание на колени во время многочисленных похорон, которое мы периодически видим в украинских СМИ и социальных сетях.
Первые сообщения о новом национальном мемориальном кладбище, которое будет «больше, чем арлингтонское в США» появились в прессе в октябре 2023 года. И уже тогда породили неоднозначную реакцию размахом этого комплекса. Площадь проекта оценивалась в 260, по другим данным – в 266 гектаров. Площадь Арлингтонского захоронения, к слову, 259 га, и покоится на нем 407 тысяч человек.
То есть новое национальное военное кладбище в Киеве изначально было рассчитано примерно на полмиллиона человек. При том, что в том же году под Киевом строилось еще одно место для массового захоронения военных на 100 гектар и на 250 тысяч захоронений.
У широкой украинской общественности это вызвало резонные вопросы о реальном количестве погибших в ходе боевых действий. Украинская сторона, стоит напомнить, и тогда, и сейчас бодро рапортует о минимальных военных потерях. Но такие площади под захоронения явно намекнули украинцам, что им дают какую-то, мягко говоря, недостоверную и слишком оптимистичную статистику.
А дальше в этой истории появился и фактор очень больших денег. В середине марта 2024 года кабинет министров Украины все же определился с местом, где это кладбище будет построено: в селе Гатное Фастовского района Киевской области.
Премьер-министр Украины, Денис Шмыгаль тогда торжественно заявил:
«Создание такого кладбища имеет первостепенное значение для нашей страны. Мы всегда должны помнить тех, кто отдал свои жизни за Украину в войне за нашу свободу и независимость».
Денег много не бывает
Строительство мемориала в тот момент оценивалось в 515 миллионов гривен, что равнялось примерно 13,2 миллиона долларов США. Для воюющей страны это большие деньги, но и их впоследствии оказалось мало.
В начале августа 2024 года, на следующий день после объявления тендера на строительство мемориального комплекса, на Украине была зарегистрирована компания «Билдинг Юа», которая выиграла конкурс, но уже на сумму в 1,75 миллиарда гривен. И это строительство только первой очереди.
Нужно ли говорить, что «Билдинг ЮА» была единственной компанией, которая участвовала в тендере? Связана эта фирма, по данным российских и украинских СМИ, с Георгием Биркадзе, «украинским бизнесменом грузинского происхождения». Который, в свою очередь, связан с нынешним главой киевского режима Владимиром Зеленским. Именно Зеленский своим указом назначил Биркадзе руководить Броварской райгорадминистрацией в 2020 году. Правда там что-то совсем пошло не так. И таким же президентским указом этот деятель был снят с занимаемой должности уже в марте 2021-го. И теперь он «просто бизнесмен», «благотворитель» и политический эксперт. Ну, и, по всей видимости, претендует на то, чтобы стать крупнейшим на Украине «похоронных дел мастером».
Параллельно с этими финансовыми процессами началась и «экологическая активность». Первая акция протеста против строительства кладбища случилась в начале апреля 2024 года, когда несколько десятков жителей близлежащего села Мархалевка вышли на демонстрацию. Главная претензия селян была в том, что вырубка двухсот шестидесяти гектаров леса рядом с Гатным и Мархалевкой в принципе убьет всю местную экологию. А еще местные жители, судя по всему, с этого леса неплохо кормились. Но кто ж их, «рагулей», спрашивать будет?
Экология или смерть
Кстати, предыдущее предполагаемое место для мемориального захоронения было еще круче. Украинские власти изначально хотели хоронить сотни тысяч погибших боевиков ВСУ на Лысой Горе. Что, конечно, весьма символично.
Но нюанс в том, что на этой возвышенности своя экосистема с несколькими видами, занесенными в Красную Книгу Украины. И понятно, что Лысая Гора после такого строительства стала бы лысой в самом прямом смысле этого слова. Потому место и было перенесено глубже в область.
Разумеется, и в случае с Гатным никто об экологии и о последствиях не думал. Кроме, пожалуй, Сергея Янюкса, который к тому моменту уже потерял на фронте ногу, вернулся в Киев и решил заняться «военно-экологическим активизмом». Первый его публичный протест прошел в начале октября 2024 года. Янюкс настаивал, что солдат ВСУ будут хоронить прямо в болоте.
Тогда же состоялось и первое задержание «Латыша» полицией. А мемориальный комплекс продолжает строиться. И по некоторым данным, сумма этого проекта уже вплотную приблизилась к 2 миллиардам гривен. Судя по словам Янюкса, дренирование почв в эту смету не входит.
Что в итоге?
В сухом (не очень) остатке мы имеем проект на несколько миллиардов гривен, который предполагает строительство огромного кладбища на несколько сотен тысяч могил, тела в которых будут лежать в воде. Тела эти будет банально вымывать и размывать. Трупный яд и бактерии пойдут в грунтовые воды и далее в близлежащие водоемы. В совокупности с массовой вырубкой леса на месте захоронения, это даже не экологическая катастрофа, а биологическая атака по местному населению. Про хотя бы минорное «уважение к павшим» и прочую «патриотическую лирику», которую транслируют украинские СМИ и политики, говорить вообще не приходится.
Зато два миллиарда гривен активно осваивается, а все протестующие либо просто игнорируются, либо задерживаются украинской полицией. Такая вот «слава героям» по-украински.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Дзене и в Telegram.