Легендарный боец и командир, известный всему Донбассу под позывным Клуни, Тарас Гордиенко был уважаем сослуживцами, а журналисты ценили его за открытость и эрудицию. 1 сентября школа, которую он окончил в 1980-х, официально переименована в честь Героя ДНР. Я поговорил с матерью, вдовой и директором учебного заведения о его жизни, подвиге и памяти, которая продолжается в стенах этой школы.
ОТЕЦ-КОМАНДИР
Клуни был из первой волны ополчения – тех, кто встал на защиту Донбасса в самые тяжёлые дни, в хаосе и неопределённости. С 2014 года и до своей гибели он почти без перерывов был в строю. Погиб как настоящий командир: приказав бойцам отходить, он прикрывал их отход и корректировал огонь. Его жизнь забрал укронацистский снайпер в районе населённого пункта Степное.
«НЕ МОГЛА ЕМУ ЗАПРЕТИТЬ, ЭТО МОЙ СЫН»
«Он был замечательным ребёнком. Добрым, послушным. Родился 4600, как пошёл в 9 месяцев, так и не останавливался», – рассказывает Тамара Гордиенко, мама героя.
Наш с ней разговор проходит в доме ветеранов Калининского района, которым она и заведует. Вокруг – фотографии бойцов, отдавших жизнь за Родину.
«У него было сердечное заболевание с рождения. В связи с этим мне его пришлось отдать не в обычную школу, а в санаторную школу-интернат № 8, которая сейчас стала 38-й школой и названа в его честь. Тарас хорошо учился, после 8 класса поступил в медицинское училище. Работал фельдшером. Параллельно занимался восточными единоборствами. Несмотря на заболевание, он был очень активным».
Однако медицинскую практику Гордиенко оставил и переквалифицировался в программисты.
«В компьютерах разбирался, был начальником отдела программирования в банке. Ещё у него было хобби. Он со своими товарищами реконструкциями боевых действий занимался, любил пейнтбол, страйкбол».
Спрашиваю: когда узнали про ополчение, как отреагировали?
«Ну как я могла отреагировать. Это мой сын. Ну не могла я ему запретить. Очень переживала. Дала ему оберег, ещё в самом начале. И вот буквально за месяц до того, как он погиб – приехал, а у него верёвочка эта оборвалась. Я ему, как сейчас помню, говорю: „Тарасик, давай я тебе завяжу“. А он сказал: „Я сам, мама“. И положил в карман. Я до сих пор корю себя, почему я не завязала ему тогда оберег…»
РУКОПИСИ ВОИНА
Ещё Тамара Гордиенко рассказала, что у Клуни была привычка всё записывать, вести дневник, делать очерки.
«У него весь 14-й год был записан. 170 страниц печатных. Там Иловайск, Грабское и так далее. Всё писал. Есть одна фраза в черновиках: „На войну надо идти мёртвым“. Так что он с первых дней готов был пожертвовать собой. На момент, когда он в 2020-м уходил из Народной милиции, а он уже был комбатом, у него было 5 контузий и три ранения. Но когда началась СВО – вернулся в строй. Его жена Лена с ним служила вместе. А потом и сын пошёл служить».
Тамара Михайловна активно взаимодействует с фондом «Защитники Отечества».
«Мы с фондом всегда на связи: и в мероприятиях зовут участвовать, и свою помощь предлагают, когда я что-то организовываю. Помню, организовали нам на 23 февраля для дома ветеранов стол. Причём, зачастую даже просить не надо, сами предлагают, и это радует».
«В БОЮ – КАК РЫБА В ВОДЕ»
Вдова Тараса Гордиенко, Елена, рассказала, что Клуни в жизни был и простым, и сложным одновременно.
«Он никогда не гнался за карьерой или большими деньгами. Всё должно быть по справедливости – вот его жизненный девиз. Компьютером занимался с юности, очень хорошо разбирался в языках программирования. Образование у Тараса медицинское, но работать не смог, не мог смотреть на взятки врачей, когда оказывали помощь не тому, кому она нужна, а тому, кто платит. Поэтому профессия программиста оказалась более нейтральной для него. Как специалист он был очень умный, понимающий».
Елена служила вместе с мужем, и тяготы и лишения разделяла вместе с ним на передовой.
«В его отряде служила. Была стрелком и дополнительно занималась документами. Мы были с ним в Малоорловке. Также вместе уничтожали вражескую технику на „взлётке“ в ноябре 2014 – январе 2015 года. В феврале 2015 уже вместе работали в Углегорске – Дебальцево».
На вопрос, в каких локациях было тяжелее всего, Елена отвечает, что тяжело было везде, потому что Тарас всегда выбирал самые напряжённые участки фронта, где он чувствовал себя по-настоящему нужным.
«Он понимал хорошо ситуацию, умел „слушать“ бой. Очень хорошо ориентировался на местности. Принимал оптимальные решения, как командир, чтобы и выиграть бой, и сохранить бойцов. Для всех был не только командиром, но отцом, другом. В бою был как рыба в воде. Но он переживал всё время о погибших, раненых. По возможности мы отрядом помогали семьям погибших. Среди других выделялся честностью. Он не мог врать так, как другие, на камеру. Говорил всё как есть. Разведке других отрядов не доверял, особенно после Малоорловки, когда мы потеряли не одного бойца. Поэтому были и те, кто его не любил».
ШКОЛА ГЕРОЯ
Директор школы № 38 имени Тараса Гордиенко Светлана Черкашина говорит о большой ответственности.
«Мы бесконечно гордимся, что наш выпускник стал Героем. Уверена, что зёрна патриотизма, заложенные в том числе и здесь, в нём проросли, – отмечает Светлана Владимировна. – Мы сделаем всё, чтобы память о нём жила».
Уже сейчас в школе создан музей защитников Родины, установлена «Парта Героя». Мать Тараса, Тамара Михайловна, учредила творческий конкурс. Победители получат в награду часы с символами Победы и право сидеть за памятной партой.
Несмотря на трудности – проблемы с водоснабжением, школу ждёт развитие.
«С 1 сентября у нас к занятиям приступают 85 воспитанников. Но наша предельная мощность – 200 учеников. Мы готовы принимать ребят. Да, есть проблемные моменты, как и у всего города. У нас установлены ёмкости для воды, которые нам будут заполнять раз в два дня. За последнее время нам отремонтировали кровлю. Также хотелось бы провести работы по системе водоснабжения и канализации», – делится Светлана Владимировна.
Школа активно интегрируется в российское образовательное пространство: дети участвуют в программах «Орлята России», «Юнармия», побеждают в российских и международных конкурсах – от футбола до литературных турниров.
«Вот, например, в мини-футболе: в прошлом году были третьими на международном турнире в Питере, а в этом – уже вторые! Для неспортивной школы это огромное достижение. А наша девочка и вовсе первое место во всероссийском конкурсе „Письмо солдату“ взяла.
Мы ещё и с другими школами дружим, например, с казачьим лицеем из Анапы. Постоянно обмениваемся с ними видеооткрытками. Очень продуктивным оказалось участие в конкурсе „Моя родословная“ от фонда Анатолия Карпова – нашего знаменитого шахматиста и депутата. Наши дети и там первое место заняли, десять человек поехали отдыхать в Абхазию.
А учителя у нас – настоящие профессионалы. Преподавательница русского и литературы, например, в Туле на конкурсе языковедов лауреатом международной премии стала».
Имя Тараса Гордиенко – это не просто табличка на здании. Это история мужества, чести и долга, которая теперь будет жить в стенах его родной школы, вдохновляя новые поколения.
Ринат Айгистов
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Telegram и Дзен.