Это редкий случай, когда за просмотром мультфильма собрались одни только взрослые. Зал Луганской академии культуры имени Матусовского. Сотни людей ждут премьеры: преподаватели, студенты, приглашённые гости. Кто-то вырос на советской анимации. Кто-то по воскресеньям ранним утром бежал смотреть «диснеевские» мультики. Много и тех, кто уже не застал эпоху рисованных персонажей – их герои смоделированы в 3D-редакторе. И никто из них ещё не знает, что увидит на большом жидкокристаллическом экране: работу художников, дизайнеров или и тех и других?
НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ
Гаснет свет. Воцаряется тишина. Начинает играть музыка. «Иван да Марья». Знакомые до боли имена стали названием нового мультсериала – идеи, воплощённой в жизнь студентами четвёртого курса.

Мультфильм длится всего несколько минут. Но он настолько насыщен событиями, что к финальным титрам кажется, будто прошло куда больше времени.
Экран гаснет – и зал взрывается аплодисментами. Когда овации стихают, помещение заполняет новый звук: гул разговоров. Зрители обсуждают увиденное. У меня появляется возможность поговорить с создателями мультфильма.
«В мультфильме я принимала участие изначально в аниматике – это когда ты расставляешь ключевые позы персонажей, задаёшь ритм сцене, – рассказывает Снежанна Хатыпова, студентка академии. – Потом помогала с текстурами: рисовала, например, узоры на скатерти, пятна на кофте дедушки, ворсинки на ковре – всё то, что создаёт ощущение живого пространства. Потом анимация местами».
И только в этот момент я понимаю, что сделало этот мультфильм настолько приковывающим внимание: акцент на деталях. Не просто персонажи и действия. А целая вселенная – крохотная, в которую можно погрузиться с головой, не заметив, как отключился от реального мира.
«Мы выполняли разные роли, потому что в команде из восьми человек в первом проекте невозможно быть узким специалистом. Каждый пробовал себя на разных позициях в анимационном процессе: кто-то сегодня моделировал, завтра – делал композитинг; я, например, сегодня анимировала кисть руки, а через два дня – подбирала шрифты для титров, – продолжает рассказывать о своей роли в проекте Снежанна. – Поэтому по чуть-чуть там, чуть-чуть здесь… но основное то, что сказала: это был коллективный труд, где каждый вкладывал не только время, но и личное понимание того, что такое семья».
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
Это очень важная деталь. В анимации – особенно в условиях, когда ресурсов мало, а амбиций много – не бывает «чистых» ролей. Художник становится оператором, технарь –сценаристом на полчаса, звукорежиссёр – актёром дубляжа. В «Иване да Марье» это превратилось в преимущество: ведь семья, о которой они рассказывают, тоже неидеальна и нестатична – она живёт, перетекает, меняет роли. Сегодня дедушка учит внука завязывать шнурки, завтра – внуку приходится объяснять дедушке, как сделать видеозвонок.

Идея этого мультфильма родилась в Москве, на курсах Президентского фонда культурных инициатив. Участники из новых регионов учились не только технике, но и правильному мышлению: как говорить с аудиторией, чтобы вовлекать её в процесс. Именно там, в перерыве между лекциями, возникла мысль: а почему бы не сделать мультфильм, где главный антагонист – не дракон, не злодей, а… непонимание?
«Идея появилась у моего мужа, когда он обучался в ПФКИ, когда мы писали грант. И именно там, в этой атмосфере – когда вокруг столько талантливых людей, столько идей – к нему пришла мысль написать сценарий про семью, – рассказывает Елена Сыч, художник-постановщик. – И очень удачно, что это совпало с Годом семьи. Это было не навязано сверху – просто сошлось. И мы начали писать.
А дальше – месяцы переписок, черновиков, споров. Потому что «семья» – понятие простое, пока не начнёшь его рисовать. Кто будет главным? Родители? Но тогда где конфликт? Дети? Но тогда где ответственность?
«Сначала у нас был минимум: папа, мама, дочка. Классическая ячейка. Но когда я начала работать над визуалом, поняла: этого мало. Так появились бабушка и дедушка. Потом ещё один мальчик, потому что в наших реалиях часто подрастают не один, а двое-трое, – продолжает Елена. – Потом животные: кошка, которая спит на диване, собака, которая таскает тапки. Получилась целая огромная семья. Настоящая».
ПРОБЛЕМЫ ИЗ ЖИЗНИ НА ЭКРАНЕ

«Настоящая» – это, пожалуй, самое точное описание. Дедушка – не седовласый мудрец, а человек, который считает, что интернет – это «какая-то ерунда». Илья – не типичный вредный подросток, а ребёнок, который чувствует, что его не слышат, и замыкается в себе.
«Мультфильм о семье. Мультфильм для семей. Посыл в том, что счастливая семья может состоять из самых разных людей – и это нормально. Главное, чтобы эти люди старались найти мир: общий язык, взаимовыручку, помощь, понимание, – описывает главную идею мультфильма Снежанна Хатыпова. – Это про будни: кто помоет посуду, кто отпустит шутку вовремя, кто просто не перебьёт. Например, дедушка и Илья очень разные. Дедушка – открытый, но устаревший; Илья – замкнутый, но ищущий. И да, общий язык найдётся. Потому что он всегда находится. Главное – быть всем вместе и решать проблемы единым фронтом».
Да, конечно, главная цель проекта – пропаганда семейных ценностей. Но его реалистичность делает мультфильм совсем не пропагандистским, а человечным. В эпоху, когда на Западе семья объявляется устаревшим институтом, когда дети и родители живут в одном доме, но в разных мирах, это особенно актуально. Но чтобы эту мысль донести до зрителя, нужны не только идеи. Нужны инструменты.

«Очень большой вклад в нашу работу внесла помощь Президентского фонда культурных инициатив. Она была прежде всего в технике. Потому что без техники у нас бы просто не получилось ничего, – Снежанна с гордостью поправляет на груди значок ПФКИ. –Представьте: один кадр 3D-сцены с освещением, тенями, отражениями может рендериться по 20 минут на слабом компьютере. А у нас – сотни кадров. Десятки слоёв: фон, персонажи, спецэффекты, цветокоррекция. Нужна очень большая мощность, особенно в 3D. Поэтому техника помогла критически. Без неё мы бы сидели месяц над одним кадром – и сдались.
В итоге техника дала не только возможность выполнить работу, но и высвободить много времени. И это время можно было потратить на совершение ошибок – на то, чтобы переделать неудавшиеся фрагменты.
«Я моделировал персонажей, чуть-чуть анимировал и, в основном, занимался настройкой ригов – это когда в 3D-модель вставляется виртуальный скелет, чтобы она могла двигаться естественно. Представьте: у дедушки в сцене поднимается рука. Но если риг настроен плохо – плечо ломается, локоть гнётся в обратную сторону, пальцы дёргаются как у марионетки, – рассказывает о своей работе студент Антон Зайцев. – Моя задача – сделать так, чтобы зритель не заметил техники. Чтобы он просто увидел: дедушка машет. Это техническая работа, менее художественная, но без неё всё рушится».
ДАЛЬШЕ – БОЛЬШЕ
И это – только первая серия. А дальше – большие планы.
«Если всё получится, будет мультсериал. Потихоньку идёт работа, сейчас на стадии подготовки: расписываем сценарии, дорабатываем персонажей, – делится планами Снежанна. – Хотя они на самом деле уже хорошо прописаны – у всех свой характер, свои интересы, свои слабости. По первой серии это, конечно, тяжеловато увидеть – как в любом дебюте. Но, я думаю, всё покажем, всё расскажем. Постепенно. Серия за серией».
Есть и ещё один важный фактор – нужна поддержка крупных видеохостингов. Если мультфильм заметят, если помогут с продюсированием, с промоушеном, с другими «важными взрослыми штуками», мы увидим ещё не одну серию о жизни обычной маленькой семьи, в которой всё по-настоящему.
Егор КИЛЬДИБЕКОВ














































