Мягкая сила Москвы против жёстких санкций Запада. Пока Европа угрожает, Владимир Путин обсуждает с лидерами Ирана и Сирии атомные станции, транспортные коридоры и новую систему безопасности. О том, как это меняет правила игры на Ближнем Востоке, почему санкции Запада не работают и кто стоит за попытками сорвать это партнёрство – в материале «ДК».
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО
Во время встречи президентов России и Ирана на полях форума в Туркменистане, посвящённого Международному году мира и доверия и Международному дню нейтралитета, прошедшему 12 декабря, Владимир Путин и Масуд Пезешкиан обсудили ряд ключевых вопросов в рамках стратегического сотрудничества двух государств.
Центральные темы, которые обозначил российский президент – это рост торговли, энергетические и транспортные проекты.
«Хотел бы отметить, что отношения между нашими странами развиваются весьма позитивно. В прошлом году товарооборот прибавил 13 %, а в этом за первые три квартала – ещё плюс 8 %. Мы продолжаем работать по ключевым нашим крупным проектам. Это касается и АЭС „Бушер“, и развития инфраструктуры, включая маршрут „Север – Юг“», – подчеркнул российский президент.
В январе этого года между Россией и Исламской Республикой был заключён «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве», и логично, что крупные и взаимовыгодные проекты двух государств получили своё развитие. Однако есть и внешние негативные факторы, которые тормозят это сотрудничество.
О них несколькими днями позже в большом интервью «Гостелерадио Ирана» рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, главным сдерживающим фактором является нынешняя политика Запада, а если точнее, то в основном Европы. И эта политика затрагивает не только Исламскую Республику, но так или иначе, практически весь ближневосточный регион.
«Внерегиональные игроки и, прежде всего, наши западные „друзья“ постоянно пытаются внедриться в происходящие здесь процессы, подчинить их своим односторонним интересам, диктовать странам решения, которые устраивают, прежде всего, Запад», – заявил глава МИД РФ.
ЯДЕРНАЯ СДЕЛКА, В КОТОРОЙ НЕ ОБМАНУЛА ТОЛЬКО РОССИЯ

Иран, как и Россия, подвергается санкционному давлению. Официальная причина западных санкций – это выход Исламской Республики из «иранской ядерной сделки». Этот договор обязывал Иран в обмен на снятие санкций Запада отказаться от военного обогащения урана и использовать его сугубо в мирных целях. Однако США вышли из этого соглашения первыми, в 2018 году, а Европа просто вернула антииранские санкции в полном объёме.
На встрече с иранским президентом 12 декабря 2025 года Владимир Путин ещё раз подчеркнул, что Москва «работает в плотном контакте с Тегераном по вопросу иранской ядерной программы на площадке ООН».
Ещё в 2022 году российский президент в телефонном разговоре с тогдашним канцлером Германии, Ангелой Меркель, говорил о «бесперспективности санкционного давления на Тегеран и востребованность усилий по сохранению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе».
Впоследствии Владимир Путин предложил западным государствам совместно обсудить систему безопасности во всём регионе Персидского залива.
«Предлагаем договориться о параметрах совместной работы с целью содействовать формированию в зоне Персидского залива надёжных механизмов обеспечения безопасности и укрепления доверия», – подчёркивал российский президент.
Но эти предложения были Западом проигнорированы.
С того момента политика Запада по отношению и к Ирану, и к России только ужесточилась. В этих условиях Россия и выстраивает с исламским миром новую систему взаимодействия, которая, фактически, «выносит Запад за скобки».
ОТ ИРАНА К СИРИИ

У России есть что предложить Исламской Республике помимо мирного атома. «Персидское направление» коридора «Север-Юг», а именно участок Решт-Астара длиной в 160 километров, который, по словам Масуда Пезешкиана, сделан уже на 110 километров, включит Иран в глобальную евразийскую транспортную сеть.
Второй важный фактор, это статус Ирана в качестве наблюдателя в ЕАЭС и подписанное с объединением в 2023 году Соглашение о свободной торговле. Это соглашение полноценно включает Исламскую Республику в единое евразийское экономическое пространство, несмотря на западные санкции.
Для России Иран становится важнейшей площадкой для дальнейшего продвижения интересов в регионе.
Ещё одно ключевое направление и государство – это Сирия. Многие ожидали, что новый сирийский правящий режим откажется от сотрудничества с Москвой в пользу Запада.

Однако встреча Владимира Путина и президента Сирийской Республики Ахмеда Шараа в октябре этого года показала, что у двух стран есть множество точек соприкосновения.
На этой встрече президент России отметил:
«Отношения между Сирией и Россией всегда носили исключительно дружеский характер. У нас в России никогда в отношении Сирии не было каких-то разногласий, связанных с нашей политической конъюнктурой или с особыми интересами».
Ахмед Шараа высказал полное согласие с этими тезисами и почеркнул, что Сирия будет продолжать сотрудничать с Россией, опираясь на предыдущие достижения, а новое правительство Республики постарается «перезапустить» отношения с Москвой.
На практике это вылилось в то, что российские военные базы остаются на территорииСирии, а российские компании примут активное участие в разработке местных нефтяных месторождений.
ВЫХОД В ИСЛАМСКИЙ МИР
Ключевой момент, который позволяет России взаимодействовать со всеми исламскими государствами ближневосточного региона, – это позиция по Палестине.
Ещё в 2023 году на заседании Совета глав государств – участников СНГ Владимир Путин заявил:
«Мы исходим из безальтернативности решения палестино-израильского конфликта путём переговоров. Их целью должна стать реализация „ооновской формулы“ двух государств, предполагающей создание независимого Палестинского Государства со столицей в восточном Иерусалиме, сосуществующем в мире и безопасности с Израилем».
Сергей Лавров в своём интервью напомнил, что «Палестинский проект» с 2002 года активно продвигает Саудовская Аравия, и большинство исламских государств мира с положениями этого проекта согласны.
Участие России в качестве посредника и миротворца на базе ООН позволяет Москве плодотворно взаимодействовать не только с Ираном и Сирией, но и с Организациейисламского сотрудничества, куда входит 57 стран-участниц, и которая также поддерживаетпроект независимой Палестины. И это в перспективе уже куда более глобальный дипломатический проект, который дополнительно сближает Россию с огромным альянсом государств.
ЧТО В ИТОГЕ?
Всё это – рычаги мягкой, конструктивной российской силы, которые преследуют своей целью выстраивание многополярного мира, основанного на сотрудничестве, честнойконкуренции и взаимовыгодных договорённостях. Есть мнение, что арабскому и, шире, исламскому миру такой подход импонирует куда больше, чем бесконечные угрозы, шантаж и обман со стороны Запада.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.














































