«Мы не можем перейти эту черту», – так Владимир Путин в начале «нулевых» остановил попытку Буша легализовать агрессию против Ирака. Новые рассекреченные стенограммы показывают: уже тогда президент России предсказал, что однополярный мир и «право сильного» США приведут к череде войн и кризисов, включая украинский.
«Международное право» и «право сильного»
Американская исследовательская организация «Архив по национальной безопасности» обнародовала стенограммы телефонных переговоров президента России Владимира Путина и главы США Джорджа Буша, датированные 2001–2003 годами.
Перед вторжением в Ирак, которое в Вашингтоне назвали операцией «Иракская свобода», Буш предлагал Путину не ветировать резолюцию, которую Штаты планировали направить в ООН. Однако глава России заявил, что наша страна «не может перейти эту черту».
«Вы сказали, что цель – смена режима. Однако это не предусмотрено Уставом ООН или международным правом. Самое важное – мы не должны заменять международное право силой», – заявил тогда Владимир Путин.
Резолюцию Вашингтон отозвал, однако военное вторжение в Ирак случилось, а президент этой страны Саддам Хусейн в итоге был захвачен и казнён в 2006-м.
Этот диалог демонстрирует, что уже тогда США игнорировали «неудобные» для них нормы международного права, а Путин ещё в начале нулевых видел, что подобная политика Вашингтона может открыть «ящик Пандоры» и разрушить всю систему глобальной безопасности.
Отчасти эти события и наметившиеся тенденции к правовому нигилизму США, а впоследствии и всего остального Запада, стали одной из основных причин «Мюнхенской речи» Владимира Путина в 2007 году. Глава России тогда заявил:
«Предлагавшийся же после „холодной войны“ однополярный мир не состоялся. Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов. Мы видим всё большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединённых Штатов, перешагнула свои национальные границы и навязывается другим государствам».
В итоге эти слова оказались пророческими. Именно такой подход Штатов привёл к кризису на Украине, который в итоге вылился в военные действия. Ну а сейчас Вашингтон проводит ровно такую же политику в отношении Венесуэлы.
Этот путь занял несколько лет, и важно понимать, что Дональд Трамп не придумал ничего нового, когда выкрал Николаса Мадуро, потому что это отвечает «национальным интересам Америки».
Эта политика стала превращаться в систему ещё в 90-е, в нулевые уже и Россия, в то время максимально лояльно настроенная к Вашингтону, обратила внимание на опасность такого подхода. Но Штаты было уже не остановить.
Сыграла свою роль и постоянная поддержка Вашингтона Европой, как по линии НАТО, так и ЕС. Видимо, в Брюсселе были свято уверены, что США никогда не пойдут на конфронтацию со Старым Светом.
Именно поэтому европейские лидеры легко подхватили и начали ретранслировать мантру про «порядок, основанный на правилах», в отличие от «устаревшей», по их мнению, концепции «мира, основанного на нормах международного права».
Однако с учётом того, как Европа сейчас реагирует на события в Каракасе, есть мнение, что и концепция «правил» теперь оказалась не актуальной, а во главе угла в Западном мире снова стоит старое и не очень доброе «право сильного».
Большая нефтяная политика
История с Венесуэлой, с которой и начался политический 2026 год, в этом смысле максимально показательна. Блокада и обстрел кораблей, находящихся под флагом или просто в акватории Боливарианской Республики, со стороны США начался под предлогом борьбы с наркокартелями, которые «травят американский народ».
Однако довольно быстро Трамп забыл про угрозу наркотиков и уже 18 декабря прошлого года заявил:
«Помните, они (Венесуэла) отобрали у нас все права на энергоносители. Они забрали всю нашу нефть совсем недавно, и мы хотим её вернуть. Но они её забрали. Они забрали её незаконно».
В январе, уже после захвата Мадуро, глава США на встрече с главами американских нефтяных компаний подчеркнул, что готов продавать нефть России и Китаю, а также о том, что Штаты «открыты для бизнеса».
Нефть Венесуэлы – это не только энергетический, но и политический фактор. Боливарианская Республика является крупнейшей в мире по залежам чёрного золота. В основном это так называемая тяжёлая нефть, которая нуждается в дополнительной переработке, но количество этих запасов окупают все издержки.
Основные поставки из Боливарианской Республики шли в Китай. В 2025 году это было около 500 тысяч баррелей в сутки с постоянным ростом. Россия поставляет КНР 2,15 миллиона баррелей в суки, но в прошлом году объёмы постепенно сокращались.
В какой-то момент Венесуэлу стали называть «нефтяной крепостью Китая в Латинской Америке». Но, как показала практика, крепость пала.
Трамп сейчас успокаивает всех инвесторов разговорами о том, что готов продолжать торговлю нефтью с Пекином. Но что это будет за торговля и по каким ценам? И не являются ли эти заявления только словами?
Есть мнение, что венесуэльская нефть до Китая теперь не дойдёт хотя бы потому, что Пекин для Трампа – это главный геополитический противник, борьбе с которым он уделяет особое внимание.
Скорее всего, венесуэльское чёрное золото теперь пойдёт на рынки Европы. Но тоже по весьма «интересным ценам». Этим Трамп, с одной стороны, продолжит вытеснять Россию с европейского рынка энергоносителей, а с другой – всё более плотно затягивать нефтяную и экономическую удавку на шее Европы.
В этом контексте становится понятно, почему в МИД Франции заявили о незаконности захвата Николаса Мадуро, а депутат немецкого Бундестага от «Христианских демократов» Родерих Кизеветтер вообще сказал, что «США разрушают порядок, основанный на правилах».
О подобном развитии событий Владимир Путин предупреждал не далее как в ноябре прошлого года на пленарном заседании клуба «Валдай».
«Могущество США и их союзников в конце ХХ века достигло пика, но нет и не будет силы, которая в состоянии управлять миром и предписывать, что и как делать, как дышать», – заявил российский президент.
К слову, Россия в нынешней ситуации опять становится гарантом стабильности многополярного мира. Китаю сейчас понадобится нефть, которую Москва и так продаёт Пекину. Дополнительное увеличение поставок – не проблема.
Да и сухопутная инфраструктура трубопроводов всё же надёжнее, быстрее и дешевле, чем транспортировка танкерами, которыми Каракас осуществлял транзит нефти в Китай.
В проигрыше, как всегда, Европа, для которой США становятся нефтяным монополистом в ещё большей степени, чем ранее.
Что в итоге?
Стоит ещё раз напомнить, что нынешняя ситуация – это итог многолетней политики Запада. Штатов, которые десятилетиями продвигали «право сильного», и Европы, которая этим устремлениям всячески потакала.
Для всего остального мира это ещё один чёткий сигнал, что гегемония США – это очень опасная и не всегда предсказуемая вещь. И жить или адекватно функционировать в системе мироустройства, которую продвигают Штаты, опасно. Альтернатива есть: это пресловутый многополярный мир, который поддерживают и Россия, и Китай, и всё большее количество государств, для которых международное право, партнёрство и законность – не пустой звук, а основополагающие принципы сосуществования.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.















































