Вы когда-нибудь слышали музыку, исполненную особенными детьми? Это уникальный и порой единственный способ услышать и понять, о чём думают те, у кого нет другого способа высказаться. Для них музыка – это способ взаимодействия с окружающими. Это речь. И в то же время терапия. И Рипсимэ Айрапетянц – настоящий терапевт. Виртуозная скрипачка, которая нашла уникальный подход к уникальным детям.
Искусство, которое спасает
Строители в касках и жилетах, асфальтоукладчики на дорогах, новые автобусы и водовозки – это первые образы, которые приходят в голову, когда речь заходит о помощи Москвы Донецку и Луганску. Многие не замечают, что поддержка шефа-региона имеет характер куда больший и в неё вовлечены многочисленные городские организации и прежде всего сами жители российской столицы.
Государственный Камерный Оркестр «Виртуозы Москвы» и его солистка Рипсимэ Айрапетянц – это один из ярчайших примеров такой поддержки. Когда мы познакомились в Донецкой школе искусств № 3, мне её представили коротко: «Рипсимэ. Играла в окопах, в полях, в местах, куда многие боятся поехать».
«Это моя пятая поездка в Донбасс, если кто-то боится сюда приезжать, что ж, пусть это будет на его совести», — констатирует Рипсимэ, когда нам удаётся поговорить с глазу на глаз. «Мой дед воевал на войне и воспитал меня в духе патриотизма, для меня очевидно, что, когда родина в нужде, каждый должен помочь, как может», — добавляет она.
21 января Рипсимэ встретилась с детьми в той самой третьей музшколе. Школе уникальной. В её оркестре играют дети с тяжелыми диагнозами. Таких оркестров во всей России всего три, включая наш донецкий.
«У нас нелёгкий оркестр, здесь дети-инвалиды играют с обычными ребятишками», — говорит преподаватель Дарья Шабанова. «Это проект, который существует год. Идея возникла, чтобы, говоря прямо, эти дети не чувствовали себя обузой в обществе. Они по большей части остаются в тени, вместе с родителями прячутся в тени общества, на его обочине. Оркестр спасает этих детей и их родителей, даёт им возможность быть самими собой».
И нельзя не согласиться с Дарьей, глядя на полные радости лица и детей, и их родителей. Своим трепетным отношением к детям Рипсимэ всегда воодушевляет, вдохновляет на дальнейшее творчество. Ведь диагноз — это не приговор.
«Можно играть, выступать, работать и быть успешным человеком», — утверждает Шабанова.
Московская артистка раскрывает секрет для тех, кто никогда не бывал на концертах музыкантов, например, с аутизмом.
«Именно из таких детей получаются настоящие Великие Личности. Поэтому я и приезжаю, потому что именно здесь нужно внимание для этих детей, обязательно нужно отслеживать этих детей и им помогать. Искусство — это великий труд. Великий труд — это всегда через боль, всегда через определённые препятствия, страдания. Дети обладают своим особым уникальным видением мира, которое на сцене проявляется как гениальность», — заявляет артистка.
Донецко-московский аккорд
Два дня спустя Рипсимэ вместе со своими московскими коллегами — дирижёром Владимиром Онуфриевым и пианистом Владимиром Родиным — выступила в филармонии. В концертном зале состоялся симфонический вечер MOZART GALA, блестяще представленный Донецким академическим симфоническим оркестром имени С.С. Прокофьева.
Мероприятие приурочено к 270-летию со дня рождения великого композитора. Там мы с Рипсимэ встречаемся вновь. И если в школе она общалась со всеми, особенно с детьми, почти на грани слёз радости, то на этот раз её улыбка смешана с дисциплинированностью и, кажется, даже боевой готовностью. Впереди непростой концерт. Ведь Моцарт считается одним из сложнейших композиторов.
«Я буду исполнять третий концерт Моцарта. Это классическое произведение, и особенно мне дорого то, что будет исполняться на скрипке 1686 года Николо Амати. Скрипка принадлежит уникальной коллекции», — объясняет она и добавляет, что очень любит работать с донецкими музыкантами. «Я заряжаюсь, наверное, на целый год вперёд. Потому что очень отзывчивые люди, очень гибкие в работе. Так что это удовольствие».
От пустынных площадей к культурному центру
Она видит в Донецке огромный культурный потенциал. И сама делает всё, чтобы помочь городу возродить лучшие музыкальные традиции.
«Город вообще изначально очень красивый, ещё в советские времена он был очень красивым центром, культурным центром, и очень приятно наблюдать, как город возрождается. Как ремонтируются здания, и в общем, мне кажется, это будет центр культуры. Через несколько лет это будет абсолютно точно», — уверена скрипачка, которая приехала из города, которому Донецк обязан такими преобразованиями.
Такого же мнения придерживается и дирижёр Владимир Онуфриев. Когда я спрашиваю его, заметил ли он за последние годы какие-либо изменения в самом городе, в людях, в его глазах буквально вспыхивает огонёк.
«Чувствуется, что город оживает. Это очень чувствуется, и это как-то особенно приятно», — отвечает он с горящим взглядом. «Больше людей, больше окон, больше машин, больше освещения на улице. Но первое-первое впечатление было другим, когда я сюда приехал в октябре двадцать четвёртого года. Я вышел вечером на центральную площадь и не увидел ни одного человека вообще. Это 8 часов вечера. В других городах так не бывает. И вот это ощущение не пустоты, но отсутствия людей, оно как-то очень сильно ударило по глазам. Сейчас такого нет. Может быть, я привык. То есть, для меня это уже совсем не чужое место».
Когда начался концерт, я заметил, как работает Владимир, как сотрудничает с оркестром. Не руководит им, а именно сотрудничает. Плывёт на одной волне. Он объяснил мне этот феномен ещё перед выступлением. Хотя нужно было увидеть, чтобы полностью понять смысл его слов.
«Чем отличается хороший оркестр от очень хорошего оркестра? Тем, что хороший оркестр выполняет пожелания дирижёра, а очень хороший выполняет их с удовольствием. Так вот, Донецкий оркестр — в этом смысле очень хороший оркестр», — рассказал он.
И так донецко-московский оркестр играет уже годы и играть вместе будет дальше. Есть дирижёры, есть скрипачи, есть строители — все в одной команде. Каждый на своём месте исполняет композицию возрождения Донбасса. Чтобы через десять, двадцать лет о нашем крае говорили не как о месте, «куда прилетает», а как о культурном центре Новороссии.
Давид ХУДЖЕЦ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.



































































