Проект, посвящённый локальной сцене Донбасса, победил на главной радиопремии России, но его автор – не пафосный критик, а придирчивый знаток местных площадок и имён. Автор программы-победителя «Громче пушек» Галина Майер знает о локальной сцене всё: почему на всероссийский уровень прорываются единицы, где искать «правильную атмосферу» и зачем Донецкой филармонии рок-музыканты. Спустя полтора года после запуска проект взял главный приз премии «Радио без границ». Мы прошлись с Галиной по Донецку, чтобы вспомнить культовые места, понять, какой саундтрек сегодня у города, и где скрывается его настоящий рок-н-ролльный дух.
«ТРЕНД – ЭТО НЕ ПО-ДОНЕЦКИ»
Последнее место, где я был на концерте, вернее, рядом стоял, ждал однокурсников –это культовый клуб 2010-х «Ливерпуль», который давно уже не работает. Именно там я назначил встречу с Галиной. И моя собеседница с ходу призналась: лично ей в этом месте не хватало демократичного стиля.
– «Ливерпуль» был довольно популярным местом. Сюда приезжали известные группы: «Сурганова и оркестр», «Кукрыниксы», «Скрябин», «Дельфин». Надо сказать, что задумка бара, отеля и вообще такой концертной площадки довольно интересная. Но если всталавозможность выбирать, пойти в «Орешек» или в «Ливерпуль», я бы выбрала «Орешек». Вот там было, не побоюсь это страшного слова, «демократично».
Сворачиваем с улицы Артёма на бульвар Шевченко.
– Не менее легендарное место проходим. Какие эмоции испытываете?
– «Gung’Ю’Bazz», в простонародье «Гандж». Ещё то «развязное» местечко. Тут напитки в пол—литровых банках и публика на более скромный кошелёк. Но вот подход к выбору музыкантов мне откликается! Причём не только тот, который был в «доисторические» времена, но и с 2015-го по настоящее время. Сейчас формат адаптируется к современной музыке. Тут есть интересные имена. Например, «Помакшоссе», Strain Jar, уникальный LokiOrchestra.
– Кто вообще сегодня в тренде в Донецке?
– Тренд, мне кажется, это не по-донецки. Вообще очень здоровские группы, которые собирают зал, «Тау Кита», например, ещё отмечу шоу-проект «Раммшахт». Это какRammstein, только с угольной пылью. Колоссальный труд команды, которая колесит по другим регионам в том числе.
– Слышал что-то. Но на всероссийском уровне наших нет. Почему, как думаете?
– Нет наших, наверное, потому, что они не про деньги, а про музыку. Тем более это уже будет не «по фану», а реальная пахота с утра до вечера. Кстати, из наших Дмитрий Дубров, проект Plotnik82, удачно работает по России с концертами. Более ста концертов за год, как он сказал мне в интервью. Раньше играл в горловской группе «Лихолесье». В 14-мперебрался в Воронеж. Тот случай, когда музыка и работа нераздельны.
КЛАССИКА, РОК, И НАСТОЯЩИЕ ПРОФИ
Мы уже близко к театру оперы и балета. Переходим к памятнику Соловьяненко. Знаменитый «Элвис», соседствующий с самой старой рок-тусовкой Донецка «Скулёжкой». – Кстати, а кто из ветеранов донецкого рока сейчас в строю?
– Однозначно из старичков – это «Дуглас» и «Телеграфная дорога». Они много лет держат марку. Настоящие профи.
Выходим по бульвару Пушкина к другому нашему театру, драматическому. Рядом с ним уже год работает Новый донецкий театр. Такое вот молодёжное место силы там сосредоточилось.
– А что нового есть в нашем музыкальном мире?
– Современные течения в ДНР – это всё-таки альтернатива традиционному року. Ещё раз хотелось бы упомянуть «Помакшоссе». Да и для меня это тоже историческая точка сбора(«Голова» на Пушкина. – Прим. авт.). Вот там – в любую адекватную погоду всегда «задаром» играют наши. Полная палитра! Но профессиональное владение инструментом (все ребята из «консервы») решает.
– Кстати, давай спустимся к филармонии и посмотрим, есть ли свободные билеты на ближайшие выступления.
Проходя по площади Ленина, открываю онлайн-кассы. Билетов, разумеется, нет. Уж очень наш народ полюбил сочетание классики и рока.
– Такая популярность связана с тем, что можно послушать любимые хиты в живом профессиональном и интересном звучании. Проникнуться, так сказать. Многие рок-музыканты играют в «филаре». Например, музыкант, звукорежиссёр, участник рок-команд Александр Распопов. Работает в филармонии, играет на ударных. На вопрос, почему филармония, отвечает: «Тут есть возможность постоянно играть, и за это ещё платят!»
«НАМ И ТУТ ХОРОШО»
Мы уже на проспекте Ильича. Финальной точкой должен был стать клуб «Андеграунд». Но наш знаменитый мост сейчас на реконструкции. И обойти его в прекрасную снежную зиму 26-го года то ещё приключение. Делаем остановку возле «Жёлтой субмарины» и продолжаем беседу.
– Что для Вас «Андеграунд»?
– Однозначно лучший клуб. Хотя бы потому, что там проходила премия «Настоящая музыка», – улыбается, зная, что через несколько месяцев после того мероприятия проект Галины стал главным музыкальным в 2025 году во всей России. – Вообще, тут всё время движение. Не только музыка, но и игры, фильмы. Ребята умудряются привозитьмузыкантов из других регионов.
– С «материка»? Кого бы хотели увидеть?
– «Дельфина», «Сурганову», «Алису»… Старую гвардию.
– Классика. А кто из наших, на ваш взгляд, самый крутой сейчас?
– Сложно сказать. Наверное, «Тау-Кита» и «Нагора». Тут мне очень отзывается вокал Алексея Ращупкина.
– А сами кого предпочитаете слушать из местных? На каком концерте были в последний раз?
– Слушаю много чего. Когда готовлю программу к эфиру, то отслушиваю горы материала. Но в моём плейлисте лидирует «Дуглас». Тексты, музыка, харизма лидера группы Жени Рыбы сошлись! А последний концерт посетила в «Андеграунде». Слушала «Ермака». К сожалению, людей было мало. Не то чтобы не хотели слушать приезжих артистов. Просто группу здесь не знают.
– Вашему проекту только полтора года, но успехи уже федеральные. О чём говорите с музыкантами?
– За время проекта «Громче пушек» вышла уйма интервью с музыкантами Донбасса. Конечно, на вопрос «Хотите ли вы развиваться и уехать, к примеру, в Москву и т. д.?» отвечают, что им и тут хорошо. Это клише, что нужно куда-то ехать, стать известными. Тех, кому повезёт на этом пути, единицы. А вот пахать, чтобы заработать, придётся день и ночь. И тогда музыка, творчество и настоящий рок станут рутиной и работой. Сможет ли тогда рождаться что-то такое же «живое», сомневаюсь.
– А о чём мечтаете вы сама? Чего вам в Донбассе не хватает?
– Площадки в Донецке есть. Печально лишь, что нет фестивалей. Помню, в 17-м году, если не ошибаюсь, был «Донбасс Экстрим Фест» в Зуевке. На природе, куча палаток, людей, активностей и… живая музыка. Хочется верить, что когда-то мы вернёмся к подобным форматам.
Как сказал наш земляк Леонид Быков в культовом фильме «В бой идут одни старики»,«Война – это всё преходящее, а музыка вечна!». И не будем с ним спорить.
Владимир МАРЧУКОВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.
















































