Западные СМИ рыдают об украинской энергосистеме, разрушенной российскими ударами, и страданиях «мирных украинцев». Но забывают сказать, что у этих страданий есть главный виновник – тотальная коррупция, на которую Запад предпочитал закрывать глаза. Энергосистему Украины уничтожили не ракеты, а годы воровства, когда миллиарды долларов вместо ремонта расходились по карманам местных чиновников.
Россия «включает свет»
В ходе рабочей встречи президента России Владимира Путина с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко в очередной раз поднялась тема ударов ракетами и БПЛА со стороны Украины и ответных действий России.
Глава государства упомянул, что «нас просят этого не делать», имея в виду массированные обстрелы стратегических объектов Украины в ответ на агрессию киевского режима.
На что глава Ленобласти ответил:
«Это надо делать, потому что это очень важно».
Западные СМИ вторую неделю муссируют тему российских ударов по энергосистеме Украины, которые продолжаются с середины января. В соцсетях и медиа «незалежной» стоят вой, плач и стенания. И, конечно, льются обвинения России чуть ли не в геноциде – дескать, оставили «мирных украинцев» без света и тепла.
Вот только Россия никогда не воевала и не воюет с мирным украинским населением. Что неоднократно подчёркивал Владимир Путин.
Так, на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ в декабре 2024 года глава государства высказался на эту тему предельно ясно:
«Ещё раз хочу подчеркнуть: мы не с украинским народом воюем, а с режимом, неонацистским режимом в Киеве, который захватил эту власть ещё в 2014 году».
Нынешний систематический обстрел украинских объектов энергетики и производств – как раз про это. Он призван обескровить ВСУ, лишить техники и запасных частей, а также деморализовать личный состав.
Например, 24 января была нанесена серия ударов по Киеву. В западных СМИ пишут про то, что столица Украины обесточена и мирные жители мёрзнут в темноте. Но Минобороны РФ в своих сводках раскрывает иную информацию. А именно – поражение производств «Алмаз» и «Артём», которые специализируются на изготовлении дронов. Также в ходе этой атаки удалось нанести 20 ударов по иным объектам военно-промышленного комплекса Украины: заводам по производству БПЛА дальнего действия, а ещё по штабам, «координирующим действия украинских сил и спецслужб».
В интервью изданию NEWS.ru военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск Сергей Хатылев популярно объяснил цели этих ударов:
«Первое – прекратить восстановление техники ВСУ, выведенной из строя. Второе – нанести максимальный ущерб объектам, которые обеспечивают логистику снабжения ВСУ. Третье – прекратить все террористические действия, направленные против России. Ведь нехватка электроэнергии влияет на обеспечение украинских войск как в тылу, так и на боевых позициях».
Аналогичная история происходит сейчас в Одессе и регионах украинского левобережья.
Про беспилотники дальнего действия стоит сказать чуть подробнее. Это аппараты, которые работают не только в зоне СВО, но бьют вглубь России. И как раз их удары приводят к жертвам среди мирного населения в нашей стране. А если говорить про электроэнергию, то 27 января посол по особым поручениям МИД России Родион Мирошник заявил, что за текущую неделю из-за ударов ВСУ с перебоями электричества столкнулось около 1,3 миллиона россиян. Но это почему-то совершенно не беспокоит прогрессивную западную общественность.
Причины коллапса
Тем не менее очевидно, что всё больше районов и городов Украины остаётся без электричества. Причём на постоянной основе. Но причины этой ситуации стоит искать не только и не столько в российских ударах.
Вспомним, например, новости о «самоликвидации» электростанции в Киеве и подстанции «Рассошенцы» в Полтавской области. Они попросту не выдержали скачка напряжения и загорелись без непосредственного российского участия.
Плачевное состояние энергосистемы Украины признают даже местные чиновники. Так, директор украинской энергокомпании ДТЭК Максим Тимченко в недавнем интервью Reuters заявил, что энергетическая система страны была изношена, практически не ремонтировалась, и даже малейшие её повреждения потенциально приводят к энергетическому коллапсу. По словам чиновника, в последние годы ремонтные работы если и проводились, то носили точечный, бессистемный и локальный характер.
В начале декабря прошлого года о том же говорил директор украинского центра исследований энергетики Александр Харченко.
«Украина практически исчерпала материальные и финансовые возможности для восстановления повреждённых энергообъектов. Я не вижу никаких ресурсов и источников денег для массового восстановления резервов», – заявил он.
И это, конечно, можно было бы списать на постоянные обстрелы со стороны России и военные действия. Если бы главная проблема не крылась в коррупционной плоскости.
В 2024 году Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) начало операцию «Мидас» с целью выявить коррупционеров в высших эшелонах власти страны. В ноябре прошлого года детективы НАБУ пришли с обысками к одному из главных подозреваемых, близкому другу Владимира Зеленского, Тимуру Миндичу. В ходе расследования полетели головы высокопоставленных чиновников: со своих постов ушли министр юстиции Украины Герман Галущенко и глава Минэнерго Светлана Гринчук. Следователи НАБУ озвучили цифру в 100 миллионов долларов, которая была «отмыта» и украдена из украинской энергетики с начала поступления западных траншей.
Есть подозрение, что это далеко не вся сумма, которая была выведена из экономики Украины. Бывший премьер-министр страны Николай Азаров указывает, что, по его подсчётам, с 2022 года из западных траншей, которые составили 360 миллиардов долларов, могло быть украдено от 54 до 108 миллиардов. При таких масштабах говорить о сохранности энергетических систем или профилактике их аварийности не приходится в принципе.
И ещё важно понимать, что нынешние атаки по военной промышленности и энергетике Украины, которая снабжает электричеством в первую очередь военные предприятия, – это как раз та самая демилитаризация, которая была остаётся одной из ключевых для России целей СВО.
Летом 2025 года Владимир Путин в рамках общения с прессой на Петербуржском экономическом форуме заявил:
«Демилитаризация Украины заключается в том, чтобы лишить её вооружённых сил, которые в будущем могли бы угрожать РФ и народу России».
Именно этот процесс происходит сейчас на наших глазах. И, что важно, приближает завершение СВО.
Что в итоге?
Удары по энергетике и промышленным объектам Украины не преследуют цели нанести вред мирным гражданам. Они нацелены на уничтожение военных производств и ремонтных мощностей киевского режима. То, что от отсутствия света и тепла страдают обычные украинцы, – это последствия не столько российских атак (благо те отличаются высокой точностью), сколько плачевного состояния энергетической системы Украины. А плачевное оно из-за халатности и дичайшей коррупции на сотни миллионов, а то и миллиардов долларов.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук














































