Пока Запад кричит о сдерживании, Москва и Пекин строят новую реальность. В ответ на санкции и изоляцию – совместные научные мегапроекты, единая логистика и теперь «перекрёстные» Годы образования. Это фундамент многополярного мира, где наша страна – один из его главных полюсов.
ОТ ЭНЕРГИИ ЭЛЕКТРОНОВ ДО ЛУНЫ
Президент России Владимир Путин 2 февраля подписал распоряжение о проведении Годов российско-китайского сотрудничества в области образования в 2026–2027 годах. До этого, в 2024-2025 годах, Россия и Китай проводили «перекрёстные» Годы культуры.
Идея от культуры перейти к образованию впервые прозвучала в августе 2025-го на уровне правительства РФ. В октябре того же года в интервью китайскому изданию «Синьхуа» глава России заявил:
«Сегодня в России обучается свыше 51 тысячи китайских студентов, в Китае – 21 тысяча российских. В мае мы с председателем КНР Си Цзиньпином условились, что в 2026–2027 годах в наших странах пройдут „перекрёстные“ Годы образования».
Это один из многих совместных проектов, которые были инициированы Москвой и Пекином для укрепления стратегического партнёрства двух государств. Подводя «Итоги года» в декабре, Владимир Путин рассказал, как выстраиваются отношения между двумя государствами и что лежит в их основе:
«Я оцениваю председателя КНР Си Цзиньпина как надёжного друга и стабильного партнёра. Отношения между нашими странами носят практический характер и отличаются реальной совместной работой по всем направлениям».
Особо глава государства отметил сотрудничество в области высокотехнологичных производств и науки. И речь идёт о действительно глобальных проектах.
В 2023 году началась совместная работа российских и китайских учёных на отечественном коллайдере NICA в подмосковной Дубне. Учёные из КНР доставили около 800 модулей электромагнитного калориметра, нужного для измерения энергии элементарных частиц.
В апреле 2025 года замдиректора Института ядерной физики им. Г. К. Будкера Иван Логашенко рассказал журналистам, что команда российских учёных работает над созданием электронно-позитронного коллайдера «Супер С-тау фабрика» уже в Китае.
Важно, что эти установки продвигают нашу и китайскую фундаментальную науку. Особенно актуально это стало после фактического отстранения российской стороны от работы с Большим адронным коллайдером в Швейцарии в декабре 2024 года.
Не менее интересны совместные росийско-китайские проекты в космической сфере. В ноябре 2025 главы правительств двух стран опубликовали меморандум об укреплении сотрудничества в сфере освоения космоса. Он предполагает совместное создание Международной лунной станции, экспедиции к Луне, также Россия построит электростанцию для лунной базы.
Помимо этого, была начата работа по совместимости и взаимной интеграции спутниковых систем ГЛОНАСС и китайской BeiDou. Что отвечает не только экономическим интересам двух государств, но и укрепляет национальную безопасность России и Китая.
МНОГОПОЛЯРНАЯ ЛОГИСТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Говоря о более «земных вещах», стоит отметить всё более тесные логистические связи двух стран. Особенно это касается Арктики и Северного морского пути. Пекин в последний год стабильно наращивает количество грузов, транспортируемых по СМП. В прошлом ноябре глава «Росатома» Алексей Лихачёв говорил о том, что по итогам года КНР будет перевозить по СМП до 400 тысяч тонн. Это товары, которые идут транзитом, в том числе и на Запад. СМП фактически стал частью «Одного пояса – одного пути», китайского транспортного мега-проекта, и теперь можно говорить, что это уже единая международная логистическая система.
Активно развиваются сухопутные медианные и хордовые трасы от Арктики до Китая, развивая сложные, но необходимые транспортно-экономические связи.
Уже сейчас на систематической основе работает мультимодальный транспортный коридор «Арктический экспресс № 1», который соединяет китайские порты с Архангельском, а оттуда выходит на Москву и Санкт-Петербург.
Эта транспортная сеть, в свою очередь, смыкается с российскими международными коридорами до Азии, Индии и Ирана. И фактически все эти коридоры и трассы стали наглядным воплощением идеи многополярного мира. И равноправного, взаимосвязанного экономического партнёрства государств, которые предпочли эту новую модель мироустройства однополярной гегемонии США.
И как минимум на уровне Евразии можно сказать, что именно Россия и Китай выступают основными полюсами, основами этой многополярности.
В этом смысле сотрудничество в гуманитарной сфере, которое планируется в рамках Годов образования или Годов культуры, важнейший элемент укрепления нашего сотрудничества. Гуманитарная отрасль – это, прежде всего, люди и их ментальные установки. Любое партнёрство, будь это космос, исследование физики элементарных частиц или банальная торговля углеводородами, начинается с людей и их готовности работать вместе.
Есть и внешние факторы, а именно давление Запада как на Москву, так и на Пекин. И если для Европы и демократов США главным геополитическим противником является Россия, то для Трампа и республиканцев наша страна – это, скорее, конкурент, а вот КНР уже противник.
Поэтому периодически о стратегическом партнёрстве Москвы и Пекина заявляют люди, имеющие отношение к обороноспособности и национальной безопасности страны. Показательно в этом смысле последнее заявление главы Совбеза РФ Сергея Шойгу, которое он сделал 2 февраля на встрече с главой МИД Китая Ван И.
«Высокая эффективность российско-китайского межгосударственного взаимодействия – следствие глубоких доверительных отношений, базирующихся на принципах равноправия, взаимного уважения и поиска баланса интересов», – отметил российский чиновник.
В 2024 году на форуме БРИКС в Казани о том, что именно Пекин и Москва являются гарантами глобальной безопасности, говорил и Владимир Путин.
«Российско-китайское сотрудничество в мировых делах выступает одним из главных стабилизирующих факторов на мировой арене. Мы намерены и далее наращивать координацию на всех многосторонних площадках в целях обеспечения глобальной безопасности и справедливого миропорядка», – подчеркнул президент.
ЧТО В ИТОГЕ?
«Перекрёстные» Годы сотрудничества в сфере образования стали важным для Москвы и Пекина проектом. Эта программа станет ещё одним элементом создания системы глобальной безопасности, дополнительно сблизив Россию и Китай. Что нашим странам, с учётом постоянного внешнего давления Запада, попросту необходимо. И Пекин, и Москва постоянно ощущают на себе это давление. Но продолжают не только укреплять двустороннее партнёрство, но и продвигать концепцию нового, справедливого и безопасного многополярного мира.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.















































