Пока Эммануэль Макрон бряцает оружием на Украине, его спецслужбы пытаются вести тайную войну в Африке – вплоть до поддержки террористических группировок. Всё это – это фантомные боли бывшей империи. Внутри Франции – кризис, а влияние тает. Но зачем Африка так нужна бывшей метрополии?
Битва за Африку
Африканский корпус Минобороны РФ вместе с Вооружёнными силами Нигера отбил атаку на аэропорт столицы страны – Ниамей – и расположенную рядом авиабазу. По данным МИД России, в этом участвовали около 40 боевиков. В результате совместных действий половина из них была уничтожена, удалось захватить оружие и другое имущество. Ответственность за атаку взяла на себя запрещённая в России террористическая группировка «Исламское государство». Власти Нигера поблагодарили наших военных за высокий профессионализм.
Но вот что любопытно: на этом фоне внимание привлёк недавний доклад Службы внешней разведки России. В нём говорится, что администрация президента Франции Эммануэля Макрона пытается вернуть утраченные позиции в Африке.
Напомним, в последние годы Франция потеряла влияние во многих своих бывших африканских колониях. Там к власти пришли силы, которые ориентируются на национальные интересы и не хотят зависеть от Парижа. По данным СВР, Макрон дал указание спецслужбам работать против лидеров этих стран.
Уже установлена причастность Франции к попытке переворота в Буркина-Фасо 3 января, которую удалось сорвать. По информации разведки, заговорщики планировали убить президента Ибраима Траоре. В Париже рассчитывали, что это приведёт к смене власти и ослабит сторонников суверенитета в Африке.
После неудачи Франция, как утверждается, продолжила попытки дестабилизации ситуации в странах Сахаро-Сахельского региона. Для этого, по данным СВР, используются местные террористические группировки, а также поддержка со стороны Украины, включая беспилотники и инструкторов.
Основной удар сейчас направлен против Мали. Там происходят нападения на топливные колонны, попытки блокировать города, атаки на мирных жителей. Париж пытается создать условия для свержения президента Ассими Гоиты. Также, по данным разведки, Франция надеется расшатать ситуацию в ЦАР.
Зацепило и Мадагаскар. В октябре 2025 года там к власти пришли силы, взявшие курс на сотрудничество с БРИКС. Париж, пишет СВР, сейчас обдумывает варианты смены нынешнего руководства страны.
Российская разведка предупреждает: Франция фактически перешла к поддержке террористических групп в Африке. Что лишь усугубляет глубину провала политики Макрона. И уж точно не улучшает имидж бывшей метрополии, мешающей развитию своих экс-колоний.
Кстати, ещё в прошлом году французская газета Le Monde писала, что Париж обеспокоен возможной сделкой между властями Нигера и «Росатомом» на сумму 170 миллионов долларов. Речь идёт о покупке 1 тысячи тонн уранового сырья. Ранее этот рудник принадлежал французской компании Orano.
«Франция без Африки не существует»
Африканские криптоколонии играли и продолжают играть огромную роль в жизни Франции – в её экономике, культуре и политике. Прямое влияние Парижа на континенте уменьшилось после обретения африканскими странами независимости. Но роль Африки в международных делах неуклонно возрастает и будет расти дальше – по мере развития её экономики, культуры и уровня жизни населения. И Франция из этого уравнения не исчезла. Такое мнение «ДК» высказал ведущий сотрудник Центра исследований российско-африканских отношений и внешней политики Института Африки РАН, бывший посол в Мали, Буркина-Фасо и Нигере Евгений Корендясов.
– То есть, несмотря на формальный уход, Франция сохраняет свои позиции?
– Франция продолжает уделять африканскому континенту пристальное внимание и сохраняет значительное влияние в своих бывших колониях, да и не только в них. Крах колониальной системы, конечно, подорвал прежнее доминирование, но французское присутствие остаётся весьма заметным в экономической, политической и культурной сферах. Парижу удалось сохранить на континенте серьёзные рычаги воздействия.
– Почему Африка остаётся так важна для французской элиты?
– Всё просто. Экономика Франции в значительной степени питается за счёт африканских ресурсов, особенно урановых и других минеральных. Не зря сами африканцы иногда говорят, что «Франция без Африки не существует». Поэтому африканские дела постоянно находятся на приоритетном месте во внешней политике французского государства. Его внешняя политика по-прежнему очень объёмно существует и влияет на положение дел как в Африке, так и в самой Франции. Можно сказать, что французская политика немыслима без того приоритетного места, которое Африканский континент занимает во всех внешнеполитических расчётах французской элиты.
Макрон упал до поддержки террористов
Одним из самых чувствительных ударов для Парижа в Африке стала утрата контроля над природными ресурсами. Французские компании потеряли доступ к урановым месторождениям в Нигере, которые десятилетиями обеспечивали Францию стратегическим сырьём для атомной энергетики. Также были сорваны или заморожены контракты в добыче полезных ископаемых, энергетике и инфраструктуре.
Кроме того, Франция потеряла военные базы и связанные с ними финансовые и логистические преимущества. Уход войск привёл к потере контрактов и политического влияния. Париж теряет не только деньги, но и статус ключевого игрока на Африканском континенте.
И сейчас, несмотря на глубокие внутренние кризисы, Франция стремится сохранить видимость статуса мировой державы в надежде на реванш. В итоге Париж скатился до поддержки террористических группировок, отметил «ДК» политолог Иван Аркатов:
«С начала года было зафиксировано несколько попыток государственных переворотов в Африке. Цель этих усилий – восстановление французского влияния и условной „роли руководителя“ для ряда африканских государств. Вдохновившись, вероятно, методами США, президент Макрон санкционировал спецслужбам запуск проекта по устранению неугодных лидеров».
При этом внутри самой Франции накапливается вал проблем, включая неконтролируемую миграцию и регулярные беспорядки, превращающие жизнь простых французов в настоящий ад. Это хорошо видно по репортажам о погромах и поджогах. Вместо решения внутренних задач Макрон пытается переключить внимание своей аудитории на внешнеполитическую активность.
«Однако эта практика не приносит особого успеха, и, судя по подходу французских властей, вряд ли принесёт его в будущем. Африканские страны и их народы хорошо помнят, каково было жить под французским гнётом на протяжении многих лет, даже в XX и XXI веке», – заключил Иван Аркатов.
Надо отметить, что Франция в своём кризисе не уникальна. Вся Европа сейчас скатывается в рецессию, в том числе по причине милитаризации, особенно на фоне серьёзных разногласий с США. Даже генсек НАТО Марк Рютте в ходе дискуссии с евродепутатами комитета по иностранным делам Европарламента призвал ЕС перестать мечтать о том, что Евросоюз способен защищать себя без Штатов.
Илья Свищёв














































