Пока Европа пытается придумать, как обзавестись собственным ядерным оружием, эксперты вспоминают старую поговорку: дикарь – это человек без штанов, но с дубиной. Судя по заявлениям из Берлина, Варшавы и Таллина, со «штанами» в европейской экономике скоро станет совсем худо, зато амбиции растут как на дрожжах. Канцлер Германии уже ищет обходные пути, чтобы заполучить доступ к бомбе, а Прибалтика радостно спрашивает: «Почему бы и нет?» Но готовы ли европейцы потратить десятилетия на создание ядерного оружия, уничтожив собственную экономику?
ЕВРОПА ХОЧЕТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Тон этой риторике задал канцлер Германии Фридрих Мерц. Он заявил, что Берлин, стремясь стать «военным лидером Европы», хотел бы совместно использовать стратегические вооружения вместе с Францией. Германия, дескать, по-прежнему намерена соблюдать договор «2+4», который запрещает ей производить ядерное оружие на своей территории. А значит, будут искать обходные форматы и политические формулы, чтобы всё же получить доступ к заветным бомбам.
Заявления представителей других стран на конференции и вовсе прозвучали странно. Премьер Латвии Эвика Силиня, к примеру, заверила, что «ядерное сдерживание может дать Европе новые возможности», и добавила: «Почему бы и нет?»
В этом же ключе выступила и замминистра обороны Эстонии Туули Дунетон. Она допустила, что Таллин может присоединиться к переговорам о создании общеевропейской системы ядерного сдерживания, подчеркнув, что это также открыло бы «новые возможности».
Не осталась в стороне и Польша. Президент Кароль Навроцкий сообщил о стремлении Варшавы получить собственный ядерный арсенал «с соблюдением всех международных норм». Напомним, раньше в Польше говорили в основном о размещении американских бомб, а теперь вот речь заходит уже о собственном оружии.
И все эти заявления можно было бы счесть просто громкими словами, если бы не позиция Парижа. Эмманюэль Макрон подал вполне ясный сигнал: ядерное сдерживание нужно «переосмыслить». По его словам, Франция уже выстраивает стратегический диалог с партнёрами – прежде всего с Германией – чтобы понять, как именно может выглядеть будущий «европейский ядерный зонтик».
НО ЕСТЬ НЮАНС…
Европа готовится к ядерной эскалации. Но прежде чем перейти к ней, нужно понять, что сама идея вызывает вопросы, заметил в комментарии «ДК» главный научный сотрудник Института Европы Российской академии наук Николай Межевич:
«Ещё недавно было трудно представить, что Польша будет планировать собственное ядерное оружие, чтобы угрожать России, зная всю глубокую антироссийскую сущность поляков (которая, кстати, сочетается с дружелюбием отдельно взятого человека). Заявление Навроцкого – показатель общеевропейской дискуссии. Уверен, вслед за ним мы услышим от Эстонии: им не нужен потенциал США, но пару десятков бомб, как у Израиля, они бы хотели. Раньше говорили: дикарь – это человек без штанов, но с дубиной. Сегодня в Европе большие проблемы со „штанами“, но они хотят дубину, причём ядерную».
Впрочем, Польша ещё 30 лет назад рассуждала о ядерной программе для своей энергетики. С тех пор в стране не появилось ни одного мирного реактора. Потому что это дорого (около 15 миллиардов), нужны технологии, и построить коровник – не то же самое, что новые распределительные сети, уверен Межевич:
«Эта ситуация распространяется на всю Европу. Они просто не понимают, что это такое. Почему в Иране невысокий уровень жизни? Потому что средства ушли на атомную программу. Если Европа направит туда же такие ресурсы, это уже будет не Европа. Если в Иране люди выходят на протесты, то в Европе они просто снесут свою страну. И конечно, существует стандартная схема: как только ядерная Россия увидит, что у её границ размещается ядерное оружие, она имеет право нанести превентивный удар».
ЕВРОПА – НЕ ПАКИСТАН?
Если рассматривать Европу как совокупность западноевропейских стран, а не только как Евросоюз, то у двух стран уже есть ядерное оружие – это Франция и Великобритания. Уних эти арсеналы исторически, их использование в той или иной степени автономно. Об этом «ДК» напомнил эксперт по ядерному оружию, президент Фонда поддержки научных и исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
– То есть Европа уже прикрыта ядерным зонтиком?
– С оговорками. В вопросе британского ядерного оружия фактически оно является американским, потому что включено в систему планирования США. А вот французское –нет. Для Франции поддержание в должном состоянии своей ядерной триады стоит очень дорого. Поэтому ещё когда Макрон только приходил на свой первый президентский пост, он обещал избирателям решить вопрос: подпрячь кого-то под оплату ядерных потенциалов Франции – их содержание, совершенствование и тому подобное. Так что здесь есть желание расширить зонтик не только ради новых стран, но и ради старых, в частности Франции.
– А что насчёт создания ядерного оружия с нуля – например, в Польше или странах Балтии?
– Это крайне дорогой и затратный процесс. Поэтому в качестве ядерной державы я слабо верю в Эстонию, даже в Польшу. Это серьёзная совокупность технологий, которые просто так на рынке не купишь – их нужно создавать самому. Даже если ты что-то там украл или подсмотрел, официально тебе никто ничего не продаст.
– Но ведь есть примеры стран, которые обходили санкции и создавали бомбу. Например, Пакистан.
– «Отцу» пакистанской ядерной программы Абдулу Кадиру Хану, несмотря на все его связи, пришлось всё покупать на чёрном рынке. Путь к созданию пакистанской ядерной бомбы занял более двух десятилетий. Всё пришлось делать крайне затратными способами, неофициально. И это Пакистан, а не европейская страна.
Страны ЕС в большинстве своём подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. Они взяли на себя чёткие обязательства: не испытывать, не создавать, не накапливать арсеналы. Если уж действовать по уму, то сначала надо объявить о выходе из договора. Такая процедура есть, она прописана, и через полгода – пожалуйста, создавай.
– И в чём тогда проблема?
– Даже такое официальное объявление тут же ставит страну как минимум в красный список, а то и в чёрный. Той же Варшаве начнут отказывать во многих технологиях – не только в тех, что прямо нужны для оружия, но и в тех, что просто рядом лежат. Например, высокоточные станки: их сразу возьмут под контроль, потому что без них невозможно создать центрифуги по обогащению урана.
Так что, объявляя о своих ядерных амбициях, вы тут же рубите под корень десяток отраслей обычной экономики. Вам либо отказываются продавать массу важных компонентов, либо ставят их под жёсткий контроль.
А вот у немцев достаточно большое количество компонентов ядерного цикла присутствует на национальной территории. И компании давно имеют опыт создания ядерных реакторов, и с обращением с делящимися материалами у них нет проблем. Для Германии вариант создания ядерного оружия просматривается. Для всех же других стран – даже таких больших, как Италия или Испания, – всё это выглядит авантюрой, которая ничем хорошим не закончится.
Илья СВИЩЁВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, Telegram и в МАХ.













































