В отличие от Донецка, где Республику провозгласили в первый же день после взятия Облгосадминистрации – 7 апреля, в Луганске события пошли по другому руслу. Здесь, как известно, люди штурманули в первую очередь здание СБУ, добиваясь освобождения арестованных накануне лидеров Антимайдана. И соответственно начали с вооружения и создания первых отрядов народного ополчения – «Армии Юго-Востока». Уже 14 апреля первый отряд принес торжественную присягу на верность народу Луганщины в центре разрастающегося палаточного городка. А вот с провозглашением Республики дело затянулось… Хотя, по воспоминаниям ополченца В.Шепеленко, сидевшие в иСБУшке активисты начали разрабатывать конституцию автономной Луганской области – с собственной армией и внешней политикой, особым статусом Луганска. Но этот процесс не был доведен до конца.
Этапным днем стало 21 апреля 2014, когда в Луганске собрался Первый Народный Сход. 217 уполномоченных представителей от 69 городов и районов (Алчевск, Антрацит, Брянка, Кировск, Краснодон, Красный Луч, Лисичанск, Луганск, Первомайск, Ровеньки, Рубежное, Свердловск, Северодонецк, Стаханов. Александровск, Алмазная, Артемовск, Вахрушево, Горское, Зимогорье, Золотое, Зоринск, Кременная, Лутугино, Миусинск, Молодогвардейск, Новодружеск, Перевальск, Петровское, Попасная, Приволье, Сватово, Старобельск, Суходольск, Счастье, Теплогорск, Червонопартизанск) приняли решение избрать народным губернатором Валерия Болотова, объявили о непризнании киевской власти и о переходе власти в регионе к «коллегиальному управлению в Луганской области на основании созданного народного совета Луганской области из уполномоченных представителей городов и районов». Область была объявлена «временно автономной территориальной единицей в составе Украины, находящейся вне подчинения нелегитимной власти на Украине до момента проведения местного референдума». Кстати, первоначально были и альтернативные кандидаты: казачий генерал Кубанского войска из Красного Луча В.Петров и координатор Народной громады Луганска О.Дереко, но они взяли самоотводы.
Референдум был назначен на 11 мая, причем решение Схода оказалось непредсказуемо оригинальным: проведение его в два этапа. Первый этап – 11 мая с вопросом о сохранении прежнего статуса области либо об еë автономии. После юридического оформления автономии 18 мая предусматривался второй этап референдума: с вопросом о независимости Луганской Республики либо вхождении в состав России. Но этот второй референдум тогда не состоялся.
Распространенные накануне от имени Организационного отдела схода более радикальные проекты Алексея Мозгового, претендовавшего на руководство, о немедленном провозглашении Луганской народной республики, Декларации о государственном суверенитете и Акта провозглашения независимости были отклонены, председателем схода стала Л. Корсакова, хотя в опубликованных первоначально законопроектах значилась фамилия «Мозговой». Случился также неприятный инцидент с попыткой его прорыва с группой поддержки в здание СБУ, где начинался Сход.
Я вспоминаю……
С утра по городам области проходили собрания, избиравшие представителей для участия в общеобластном Сходе в Луганске. А тем временем в областном центре к зданию СБУ собирался народ. Погода была солнечная, настроение праздничное, кое-где на столбах даже развесили праздничные гирлянды из цветных флажков. Привычно реяли по ветру знамена СССР и РФ, на здании красовался лихой транспарант «СБУ в Луганске это не Брестская крепость, это дом Павлова в Сталинграде. Отсюда начнется наше наступление». Толпа регулярно скандировала: «Россия! Референдум! Донбасс!». А за столиком сбоку регистрировали депутатов из области: Ровеньки, Молодогвардейск, Алчевск, Антрацит…
Выступающий из «Русского союза Донбасса» напомнил про грядущее празднование 9 мая и пообещал провести его обязательно, невзирая на фантазии киевских властей. Затем ведущий объявил Минуту молчания, а потом озвучил инициативу о переименовании одной из улиц города в честь погибших героев Сопротивления. Проголосовали за обращение к властям Крыма, чтобы они нашли возможность сохранить для донбасских ветеранов возможность набраться здоровья в Крыму. Колоритный бородач из г.Снежное передал привет от имени Донецкой Народной Республики, его поприветствовали бурными аплодисментами, после чего он был атакован сразу двумя телерепортерами.
А народу сходилось все больше, заполняя все свободное пространство улицы с прилегающими. Общее число я оцениваю до 10 тыс. чел. В 15.40 началась перекличка городов. Алчевск, Свердловск, Лисичанск, Красный Луч, Стаханов, Краснодон, Первомайск, Рубежное, Вахрушево, Петровское, Александровск, Червонопартизанск, Станица Луганская, Белое… все делегировали в Луганск по 3-4 представителя.
Однако вдруг сквозь общий шум стало пробиваться скандирование «Мозговой!». Сквозь толпу к забаррикадированному входу резко двинулась колонна «зеленых человечков». Возглавлявший ее небезызвестный лидер «Народного ополчения» с пятеркой соратников вскарабкался на баррикаду, полусотня в новеньком камуфляже выстроилась справа от входа. Алексей толкнул решительную речь про «Долой чиновников и немедленный референдум». Как стало ясно, его не удовлетворяло представительство от районов Луганска. В ответ изнутри закричали «Провокатор! Не срывай процесс!». Началась толкотня, полетели покрышки, Мозгового с соратниками согнали с баррикады, народ возопел неразборчиво. Изнутри здания началось спешно выдвигаться подкрепление, выстроившись в живую цепь перед баррикадой. Сторонники М. отошли к зданию Горгаза, где у них уже был отдельный лагерь и начали его укреплять. К посту выдвинулась группа протестующих и завязалась ожесточенная дискуссия на полтора часа.
А тем временем у здания СБУ было объявлено об ужесточенном контроле за избранными представителями Луганска, «чтобы нас не упрекали в том, что в состав Схода попали неизвестно кто». Процесс регистрации продолжался: Артемовск, Новодружеск, Старобельск, Молодогвардейск, Белокуракино, Перевальск…
Наконец, было объявлено, что регистрация завершена. После этого в здание позвали представителей прессы и автор этих строк решился, извлек из внутреннего кармана старую пресс-карту и пристроился к мини-колонне носителей видеокамер и треножников. Около 17.00 примерно 17 человек были запущены и вошли внутрь. Через узкий проход, огражденный мешками с песком и «зелеными человечками» в масках и с автоматами работников пера завели в каморку с непрозрачным окном и там оставили. В процессе регистрации обнаружились две отдельные группы от НТВ, не знающие друг друга, 1 канал России, Северодонецкий журналист, «Полемика» в лице какой-то юной красавицы и некий иностранец, умудрившийся заснуть в уголке.
А пока мы варились в собственном соку, на воле события шли своим чередом. Руководитель пресс-службы повстанцев – высокий седовласый Олег Десятниченко принес скучающим акулам пера кулек с бутербродами и бутыль воды без газа, а затем «обрадовал», что всë уже произошло: Народный Сход избрал «народным губернатором Луганщины» — руководителя штаба Армии Юго-Востока В.Болотова. Сие было объявлено народу, каковой кричал ура, но всего этого мы не видели, ибо сидели взаперти. Более того, нам было объявлено, что поскольку многие депутаты не хотят светиться, съемки не будет, тем более что Сход еще не завершен. Всем предложили выключить камеры и снять аккумуляторы, дабы не светить внутреннее убранство по пути, после чего нас повели вглубь здания. На всех углах стояли вышеупомянутые «зеленые человечки», окна были заставлены ящиками из-под оружия. В предбаннике конференц-зала нам разрешили включиться. И наконец вышел он – будущий Глава ЛНР. Пересказывать первое официальное публичное интервью Валерия Болотова наверное нет смысла – ролик в Ютубе пока еще доступен и достаточно известен.
И хотя обещанное и анонсированное многими провозглашение Луганской Народной Республики в этот день не произошло – был сделан решительный шаг на пути организации.
Напомню, что в этот же день на митинге в Харькове выбрали народным губернатором лидера группы «Слобожанщина» движения «Юго-Восток» Владимира Варшавского, а в Одессе опять провозгласили Одесскую Народную республику Новороссия во главе с «народным президентом» Валерием Кауровым.
Что касается официальных региональных властей, то они постепенно вытеснялись на обочину реальной политики, хотя и продолжали выпускать бесконечные заявления и обращения, фактически солидаризируясь с требованиями восставших. Например, 18 апреля Луганский облсовет провел выездную XXIV сессию в Старобельске, ибо здание ЛОГА было уже занято украинскими спецподразделениями с оружием. Депутаты требовали проведения референдума по вопросам федерализации и государственного статуса русского языка и обвиняли киевское правительство в провоцировании гражданской войны. Донецкий облсовет, тоже лишенный своего помещения, провел внеочередную сессию 25 апреля во Дворце молодежи «Юность». Депутаты приняли отставку председателя А. Шишацкого и обращение к киевским властям:
«Мы также требуем от власти немедленно отказаться от всяких силовых действий в отношении Донбасса, отвести вооружённые силы Украины в места постоянной дислокации, запретить отправку на территорию Донецкой области любых незаконных вооруженных формирований».
Но на эти жалкие трепыхания уже никто не реагировал. А ровно через неделю – 27 апреля 2014 уже третий съезд представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций региона провозгласил Акт создания Луганской Народной Республики. До Референдума оставалось две недели.
Юлий Федоровский (Луганск)