С именем легендарного футболиста московского «Спартака» 1970–80-х годов Фёдора Черенкова у меня только приятные воспоминания. Довелось видеть не только его филигранную игру, а ещё и пообщаться вживую. Было это в далёком 1986 году. Тогда в Московском горном институте произошёл самый, что ни на есть, футбольный случай.
Московский горный и Черенков
Старшее поколение болельщиков, конечно, помнит чемпионат мира в Мексике. Как все мы переживали за нашу сборную. Так ещё буквально за две недели до начала Мундиаля спортивные власти Союза приняли кардинальное решение: поменять старшего тренера сборной. Вместо Эдуарда Малафеева на этот пост назначили Валерия Лобановского. И в сборной СССР произошли серьёзные изменения состава. Первый матч на чемпионате наша сборная проводила с Венгрией.
В преддверии игры общага Московского горного была взвинчена. Ведь среди будущих горных инженеров было очень даже немало болельщиков. В институте учились ребята со всего Союза, поэтому можно сказать, что вся огромная страна сконцентрировалась в этом одном 16-этажном здании.
Не буду описывать тот выдающийся матч. Итог. Сборная СССР победила со счётом 6:0. По окончании игры вся общага гудела. Из окон радостные крики. А самые эмоциональные вышли на улицу с флагом СССР и ходили по кругу вокруг общаги, оглашая окрестности здравицами в честь нашей сборной. Всё бы ничего, но общежитие МГИ располагалось в центре жилого массива. А матч закончился ближе к полуночи. Естественно, местные жители были не в восторге от таких студенческих гуляний. Пусть даже и по хорошему поводу. В общем, на следующее утро в ректорат МГИ поступила жалоба. И здесь надо отдать должное руководству института. Они нашли совершенно неординарный ход…
Фёдор Черенков, легендарный полузащитник советского футбола, в силу определённых причин не смог участвовать в чемпионате мира. А он в 1982 году закончил Московский горный. И ректор института Владимир Васильевич Ржевский предложил Фёдору встретиться со студентами накануне следующего матча, со сборной Франции, поговорить и, конечно, убедить обойтись без массовых гуляний в случае успеха советской команды.
Встреча проходила в зале, который, вообще-то, был предназначен для проведения дискотек и других массовых мероприятий. Кто-то принёс с собой стулья из комнаты, кто-то уселся прямо на полу. Народу в довольно просторное помещение набилась уйма. Как в футболе говорят о наполнении стадиона: был биток.
Фёдор сразу сказал, что мы люди взрослые, сами всё понимаем, поэтому убеждать он никого не будет. И встреча сама собой переросла в импровизированную пресс-конференцию. Вопросов была масса. Представьте, студентам вот так запросто поговорить со «звездой» советского футбола. Кстати, все были приятно поражены скромностью Черенкова. И открытостью. Можно сказать, что это была моя первая пресс-конференция, в которой я был что-то вроде журналиста.
Один из вопросов был от нас, болельщиков донецкого «Шахтёра»: «Если бы так сложились обстоятельства, Фёдор, перешёл бы в нашу команду?» Ответ был примерно такой: «Я спартаковец по душе. И не вижу себя в другой команде. Но если представить, что мне нужно было бы перейти куда-то из «Спартака», это был бы только «Шахтёр». Такой ответ вызвал очень положительную реакцию и бурные аплодисменты.
И тут один из ребят задал следующий вопрос, про переход в киевское «Динамо». На что Фёдор Черенков ответил: «Никогда». Чем вызвал ещё больший шквал аплодисментов…
Не остывающая любовь к футболу
С тех пор прошло без малого сорок лет, и вот узнаю, что в октябре состоится всероссийская премьера кинофильма о Черенкове – «Федя. Народный футболист». Мало того, один из авторов сценария и сопродюсер картины – Илья Казаков, с которым мы знакомы страшно сказать сколько лет. Илья Аркадьевич – знаменитый спортивный журналист, по большей части, футбольный. Более того – Наш человек, у которого с давних пор тёплое отношение к Донбассу. Вполне естественно, связался с Ильёй на предмет поговорить о фильме для «Донецкого Кряжа». Ответ был лаконичным: «Конечно».
Замечательная идея создания фильма о Фёдоре Черенкове принадлежит Сергею Шишкарёву. Бизнесмену, который возглавляет Федерацию гандбола России. При всей своей деловой загрузке Сергей Николаевич человек творческий. Мало того, он болельщик, выросший на советском футболе, на игре Фёдора Черенкова, который был у Шишкарёва любимым футболистом. Что немаловажно, работа над фильмом была для него не вновьё. Шишкарёв уже продюсировал кинопроекты.
Им был организован продюсерский центр «Сделано в «Дело»». А «Дело» – группа компаний Шишкарёва. Вот такой конгломерат структур был задействован в продюсировании фильма «Федя. Народный футболист». На этом я особо остановился в своём материале, чтобы вы, дорогой читатель, увидели, что создавался фильм не с кондачка, а с планомерным скрупулёзным подходом. Причём, во всех оргмоментах. В чём и дальше сможете убедиться.
«С Шишкарёвым вместе работаю с 2015 года, – рассказывает Илья Казаков, – и про его не остывающую любовь к футболу знаю. Поэтому для меня особым сюрпризом, что Сергей Николаевич решил снять фильм о Черенкове, не стало. Он предложил написать сценарий».
Сценарий Казаков написал в соавторстве с Николаем Акелькиным. Он всех устроил. И Акелькин дебютировал на этом фильме в качестве режиссёра.
Фильм – хронологическая история от раннего детства до 1987 года, когда Черенков своей игрой помог московскому «Спартаку» вернуть чемпионство. Люди, не вовлечённые глубоко в футбол, могут удивиться, что «Спартак» во главе со старшим тренером легендарным Константином Бесковым восемь лет не мог стать чемпионом Союза. Но именно игра Черенкова и всей команды, когда Бесков по тем или иным мотивам убрал многих ветеранов, стала доказательством того, что не только «Динамо-машина» Валерия Лобановского может заправлять в нашем футболе. Такова историческая и кинематографическая фабула фильма.

Достоверность в каждом моменте
В разговоре с Ильёй не мог не коснуться такого важного, считаю, момента. Не так давно вышедшие футбольные кинофильмы о Льве Яшине, Эдуарде Стрельцове у меня оставили неприятные ощущения: всё как-то лубочно, совершенно вне того времени. Такое впечатление, что люди и ситуации проиграны из сегодняшнего дня и никак не вписываются, так скажу, в интерьер той жизни в Советском Союзе. Удалось ли создателям фильма о Черенкове окунуть героев в ту среду, чтобы чувствовалась та эпоха? И какие методы были для этого найдены?
«Задача стояла даже чуть больше, – раскрывает киношное закулисье Казаков. – Во-первых, нужно было абсолютно достоверно передать эпоху. Думаю, эта задача решена на «пять с плюсом». На воплощение задуманного работал большой коллектив, можно сказать, слаженная футбольная команда. Например, выдающийся художник по костюмам Екатерина Дыминская с душой подходила к любой мелочи. Каждый элемент, который есть в фильме, каждый предмет – либо оригинален, либо абсолютно соответствует эпохе. Есть одна из самых знаменитых фотографий Бескова с Черенковым, на которой Константин Иванович стоит в сером джемпере. По этой фотографии сшили абсолютно идентичный. Кроме этого, помощницы потратили уйму времени, объехав все барахолки, вещевые рынки в поисках нужной одежды того времени для героев. Вплоть до бутс, в которых тогда играли».
Художник-постановщик Сергей Тырин полностью вложился, чтобы сделать реальную реконструкцию той эпохи. Он – большая величина в нашем кинематографе. По сценарию есть пересечение с Владимиром Высоцким: эпизод из спектакля «Гамлет». Для его съёмки был арендован театр на Таганке. Было оплачено, чтобы из запасников театра достали занавес, который использовался в те годы в спектакле. На сцене были воссозданы декорации. И даже свитер, в котором Владимир Семёнович играл Гамлета, сшит абсолютно идентичным. Создатели вот так щепетильно относились к каждой мелочи.
«При этом при всём, фильм – для достаточно молодых людей, – продолжает рассказ Илья Казаков. – А не только для нашего поколения. В фильме есть футбол, который очень круто снят, по-современному. Не только на поле, но и трибунах. Кроме футбола, показана история, которая близка и понятна сегодняшнему зрителю. Это история панических атак и борьбы с ними, друзей, семьи, которые тебя поддерживают, когда тебе тяжело, когда земля, кажется, уходит из-под ног. Думаю, рассказанная история найдёт отклик в сердце каждого».
Доводилось не раз слышать в нынешних фильмах о той эпохе, в которой мне довелось жить, использование героями слов, оборотов речи не из того времени. Они говорят не на том языке, на котором мы разговаривали. В фильме «Федя. Народный футболист» авторы смогли сохранить созвучие эпохи и, так сказать, словарного запаса героев.
«Нет никакого новояза, – уточняет мой собеседник. – Один пример. В Москве, центральной России стало популярным слово «доча», от которого меня коробит. На моей памяти в обиходе никогда так не говорили. Дочка, доченька, дочурка. Есть момент, когда жена Черенкова говорит: «Доча». Это из сценария вымарывается и меняется на «дочка». И так по всем подобным эпизодам. Думаю, люди разных возрастов, которые уже смогли посмотреть версии монтажа фильма, увидели реальную историю людей того времени, рассказанную на современный лад, а не просто игру актёров».
Не играть, а вжиться в образ
И вот тут – о необычности выбора актёров. Николай Фоменко играет Константина Бескова. У этого актёра, по большей части, комедийные роли. Илья Казаков много кому показывал первую версию монтажа, все смотрят как на Бескова. Никто не видит Фоменко. Создатели фильма понимали, что Черенкова, Бескова, Старостина, Дасаева многие помнят, поэтому здесь важно, чтобы актёр не столь воспроизводил облик человека, которого играет, сколь воплощал на экране реальный образ, которому ты веришь.
«Николай Фоменко в этом смысле на пробах просто потряс, – делится живыми впечатлениями Илья. – Можно предположить, что он очень внимательно посмотрел документальный фильм «Невозможный Бесков». И мимика, и интонация, позы. Это уже не живчик Фоменко, а человек той эпохи и того почтенного статуса».

В фильме играют такие знаменитые актёры, как Борис Щербаков, Сергей Мигицко. О том, кого они воплощают на экране, почему выбор актёра на роль Черенкова пал на Станислава Румянцева, Илья Казаков рассказал подробно.
«Сергей Мигицко играет врача. Известно, что у Черенкова была очень сложная болезнь, с которой он боролся всю жизнь. Фильм не сахарный, правдивый. И Черенков в нём настоящий, а не бумажный. С сомнениями, победами, преодолениями непростых кризисов, которые есть у каждого порядочного сомневающегося человека. Николая Петровича Старостина играет Борис Щербаков. В последние годы у Бориса Васильевича не было больших ролей. Он очень вжился в эту роль. Когда Щербаков пришёл на пробы, это был моложавый, энергичный, весёлый человек с красивыми усами. Он сказал: «Не волнуйтесь, я сыграю». Что говорить, Большой актёр. И на съёмочной площадке Щербаков показал того Старостина, который придумал тот «Спартак», который ходил чуть иначе, вёл себя чуть иначе, чем Щербаков в жизни. И уже не было Щербакова, которого мы привыкли видеть. Это был совершенно иной образ.
Футболистов-спартаковцев играют молодые ребята. Здесь тоже был совершенно осознанный выбор, чтобы не было прямых ассоциаций со сверх узнаваемыми персонажами.
Станислав Румянцев, играющий Черенков, во-первых, похож. Опять же – образ, а не копия главного героя, чтоб «один в один», «точь в точь». Мы массу людей просмотрели на пробах, но это был не Черенков. Приходили молодые, очень талантливые актёры, но всё было мимо. Стас пришёл со сценарием, который был расписан маркерами разных цветов: где какая эмоция играется, какие оттенки нужно дать. Он сыграл именно Черенкова. Главная хранительница памяти о Черенкове – его дочка Анастасия была изумлена. Походка, манеры – всё папа. Хотя внешне Румянцев похож на Черенкова лишь отдалённо. Но когда он в гриме, погрузился в роль – вылитый Черенков».
Возвращение Черенкова людям
Мне вспоминается, что у нас в Донецке из всех игроков «Спартака» 1970-80-х годов болельщики с особой теплотой относились именно к Черенкову. Называли Федей. Было в этом доброе отношение к человеку, которого уважали. Сегодня уже не так много у нас в Донбассе тех, кто помнит игру Черенкова.
«Может быть это прозвучит жёстко, но на сегодняшний день Черенков перестал быть для большинства болельщиков тем, кем он был, – делится мыслями Илья Казаков. – Он – символ того поколения, как Высоцкий, как Никулин. А сейчас стал одним из больших ветеранов, игроков в алфавитном порядке на букву «Ч». И фильм активно возвращает Черенкова в информационное пространство. Когда начнутся показы, уверен, Черенков вернётся и займёт то место, которое должен занимать. Надеюсь, повторится история, которая случилась с Владимиром Высоцким. Сейчас в это невозможно поверить, но в начале 1990-х Высоцкий был во многом позабыт. Его не было в информационном пространстве в должном статусе. Сын Никита Высоцкий очень много сделал для того, чтобы Владимир Семёнович вновь стал тем, кем он является. Чтобы не просто табличка. И фильм «Спасибо, что живой» во многом вернул людям Высоцкого. Абсолютно уверен, с Черенковым произойдёт тоже самое. Таких игроков в истории советского, российского футбола единицы».
Что ж, с нетерпением ждём 31 октября, когда фильм выйдет в широкий прокат на экранах кинотеатров страны. Кроме этого, его можно будет посмотреть на интернет-ресурсах. И любители футбола Донбасса смогут увидеть реалистичный фильм о замечательном футболисте и человеке Фёдоре Черенкове.
Олег АНТИПОВ