Валерий Копачевский, получивший минно-взрывное ранение под Васильевкой, старательно выполняет каждое упражнение. Нужно работать, ведь впереди главная цель – научиться ходить! Здесь, в Донецком протезно-ортопедическом центре, занимаются именно этим. И среди пациентов, увы, не только военные.
Инженер-протезист Донецкого республиканского протезно-ортопедического центра Сергей Колодий много лет, буквально, ставит на ноги наших людей. В начале СВО Сергей Александрович взял в руки оружие. Десять месяцев воевал на Херсонско-Николаевском направлении. За время службы бойцу с позывным «Медик» не раз приходилось видеть, как сослуживцы получали тяжёлые ранения. Сейчас к нему на приём приходят боевые товарищи, которые благодаря специалистам центра возвращаются к полноценной жизни.
«Понятно, что с началом СВО количество пациентов увеличилось, – говорит инженер-протезист. – И они стали моложе. Если раньше к нам обращались с осложнениями сосудистых заболеваний, сахарного диабета или производственными травмами, то сейчас преобладают – военные увечья. И требования к изготовлению протезов стали жёстче. Боевые действия во многих аспектах подталкивают к прогрессу. Не исключение и протезирование».

Товарищ майор
Дмитрий Капустин был водителем и задолго до военных действий в Донбассе получил производственную травму. Итог – ампутация ноги. Его это не сломило: через год Дмитрий вышел на работу – стал завгаром.
«Современные протезы стали легче. Первые были на ремнях. Тяжёлые…», – рассказывает пациент.
Этот сильный духом мужчина сражается с украинским неонацизмом с 2014 года, когда вступил в ряды народного ополчения. Сначала служил в Республиканской гвардии, затем в 100-й бригаде. Получил звание майора. Воевал до 2021 года.

От шахты до Песок
Участник СВО Валерий Копачевский недавно находится в стационарном отделении центра. До начала специальной военной операции работал на шахте. В феврале 2022-го Валерия мобилизовали. Он участвовал в боях за Мариуполь, воевал в ЛНР, донецком аэропорту, Песках. Чуть более года назад получил минно-взрывное ранение под Васильевкой. Потерял ногу.
«В фонде «Защитники Отечества» сказали, что в Донецком республиканском протезно-ортопедическом центре мне помогут встать на ноги», – говорит Валерий.
Ну а пока ему предстоит пройти процесс реабилитации. Вначале ему поставят первый протез – временный. После адаптации – ходовой.
Как поясняет специалист по физической реабилитации Андрей Пруцких, пользоваться протезами пациентов центра учат в тренажёрном зале, который после реконструкции завода оснащён по последнему слову техники. Здесь с пациентами работает большая команда профессионалов. В день – два занятия по 45 минут. Реабилитация проходит поэтапно. В неё также входят необходимые физиопроцедуры, массажи, механотерапия, работа с психологом и эрготерапевтом. Самое главное – строгий режим.
«На первом занятии была опаска, что не получится выполнять упражнения?» – интересуюсь у Валерия.
«Самое страшное – позади, – отвечает он. – Весь ужас закончился в Мариуполе. Это словами не передать…»
Эхо Мариуполя
Во время освобождения Мариуполя во двор дома Натальи Васильевны прилетела вражеская ракета. Дело было ночью. Женщина оказалась под завалами. Сколько пролежала – не помнит. Пришла в сознание – на ноги встать не может. Какое-то время, пока шла зачистка Мариуполя, Наталью навещал сосед и наши бойцы. Затем военнослужащие эвакуировали женщину в тельмановскую больницу. Далее – череда сложных операций, ампутация обеих ног, полуразрушенный дом…

Родных у Натальи Васильевны нет. Добрые люди разрешили пожить в летней кухне. Женщина ухаживает за собой сама. Весь хозяйский быт – на её плечах: и еду приготовить, и уборку сделать.
«Борюсь как могу, цепляюсь за жизнь. Благодаря коллективу центра встаю на ноги», – говорит Наталья.
Сейчас женщина находится здесь на реабилитации во второй раз. Пока учится на подготовительных протезах. Они предназначены только для того, чтобы научиться вставать и стоять. Но Наталья начала на них ходить. Столько любви к жизни у этой замечательной женщины!
Великая миссия
«Как удалось собрать в центре такой сильный коллектив?» – спрашиваю у директора Донецкого республиканского протезно-ортопедического центра, участника СВО Юрия Покинтелицы.
«В мае 2024-го, когда, вернувшись с фронта, возглавил центр, здесь трудились 75 человек. Мы потихоньку начали собирать коллектив. Прописали программу для ускоренных курсов протезирования, обучились в одной из ведущих российских компаний. Сегодня у нас работает более 200 специалистов», – рассказывает Юрий Иванович.
«Наша миссия – нести пользу людям. Помогать ребятам, которые возвращаются с боевых. Наши воины должны чувствовать и понимать, что нужны своей семье, обществу, нашей стране», – подчёркивает Юрий Покинтелица.

Елена ФЕСЕНКО