Тысячи людей собрались сегодня, 26 апреля, на заупокойной мессе по Папе Римскому Франциску на площади Святого Петра. Более сотни иностранных делегаций, десятки глав государств – политический контекст был неизбежен. Особенно с учётом того, какая битва развернется за его престол.
Смерть Папы Франциска вскрыла серьезные конфликты внутри Католической Церкви. И касаются они всей мировой политики. Среди претендентов на престол, например, называют кардинала Миколу (Бычка), открыто поддержавшего ВСУ и назвавшего Россию «агрессором». При этом униаты, чьи семинаристы стояли у истоков Майдана, десятилетиями игнорируют Ватикан. Сможет ли фигура, связанная с Киевом, возглавить РКЦ? Или Ватикан предпочтёт дистанцироваться от украинского радикализма? В любом случае, теперь кардиналам предстоит решить: продолжать курс на пиар-миротворчество или вернуться к консерватизму.

Папа и PR
Папа Римский Франциск завещал похоронить себя в базилике Санта-Мария-Маджоре. Это первое за сто лет захоронение римского первосвященника за пределами Ватиканских крипт. Сами же похороны были традиционно назначены в Соборе Святого Петра. До этого тело понтифика в открытом и простом деревянном гробу пребывало в часовне Святой Марты, где с Папой прощались верующие.
Похоронную литургию возглавил кардинал Джованни Баттиста Ре, декан коллегии кардиналов.
Украина и лично Зеленский и эту печальную церемонию умудрились превратить в политическое шоу. Изначально в Киеве заявили, что хотели бы использовать похороны Папы, как площадку для очередного саммита с западными государствами, поскольку лидеры большинства из них будут на мероприятии.
Зеленский в итоге прибыл в Ватикан и перед церемонией похорон встретился с Трампом, после чего президент США в очередной раз заявил о том, что «Россия и Украина как никогда близки к сделке». Но это глава Соединенных Штатов повторяет уже не первый раз. Да и в целом, подобного рода заявления на похоронах римского понтифика выглядят не то, чтобы уместно.

Папа Франциск скончался от инсульта, после перенесенной пневмонии на 89 году жизни. Первосвященником Римской Церкви он стал в 2013-м и тоже при уникальных обстоятельствах. Его предшественник, Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) ушел в отставку и еще несколько лет будучи в добром для своего возраста здравии, пребывал в статусе «Папы на покое». Ну, а сам Франциск оказался первым Папой-иезуитом в за всю историю Римской Католической Церкви.
Сейчас в многочисленных некрологах Франциск упоминается, как реформатор, прогрессивный Папа, «сторонник ЛГБТ»* и миротворец, который всегда ратовал за мирное урегулирование любых конфликтов, в том числе и ситуации на Украине.
Вообще, как заявил в одном из интервью глава Российской ассоциации центров изучения религий и сект, профессор Александр Дворкин:
«Папа Франциск весь свой понтификат работал на PR».
И с этим можно согласиться. Особенно с учётом неоднозначной истории Ордена Иезуитов, то в первую очередь это миссионерская организация, которая как раз «научилась в PR» ещё когда этого понятия вообще не существовало.
В своей публичной деятельности Папа упирал на социальную справедливость и помощь бедным. Об этом его энциклика (программный документ в Католической Церкви) «Fratelli tutti» («Все – братья»), обнародованная в октябре 2020 года, которая, про то, что нужно стремиться к созданию более справедливого мирового сообщества.

Это же стремление к изменениям в социальной позиции РКЦ коснулось и кадровой политики Ватикана. За годы своего понтификата Папа Франциск старался возводить в кардиналы епископов из бедных и кризисных стран типа Филиппин или государств Латинской Америки и Африки. Сейчас многие из этих кардиналов составят Конклав, который и будет выбирать из своего состава нового Папу.
Что касается «пропаганды ЛГБТ*» в которой периодически обвиняют Папу, то здесь все тоже очень неоднозначно.
Периодически и в российских, и в западных СМИ появлялись заголовки типа «Ватикан одобрил гомосексуальное священство». Но нет. Общий посыл Франциска был в том, что «и к таким людям надо относиться по-божески». Но поступление их в семинарии, а тем более рукоположение в сан, как было под запретом, так и осталось. Равно как и недопустимость отхода от тотального целибата для священников. В желании отмены оного Франциска также подозревали.
Та же история и с «однополыми браками», когда Франциск одобрил энциклику Дикастерии доктрины веры «Fiducia Supplicans», в которой говорилось о возможности неформальных, не литургических благословений, что бы не значила эта формулировка, для однополых пар. Но формальные и литургические благословения прямо запрещались.
Тут нужно сказать, что Франциск в своей риторике просто поднимал какой-то резонансный вопрос, но практически никогда не договаривал до конца, не озвучивал однозначной позиции по смене текущих правил Римской Церкви.
Сам факт таких рассуждений уже делал его в глазах общественности «либералом». Эти публичные заявления были направлены на то, чтобы западный истеблишмент не слишком давил на РКЦ.

И снова Украина
Но для России куда важнее позиция Папы Франциска по украинскому вопросу.
В октябре 2022 года канцелярия Святого Престола опубликовала пресс-релиз, в котором говорилось:
«Папа Франциск выражает глубокую обеспокоенность военной эскалацией конфликта на Украине и ядерной угрозой. Он призывает Путина немедленно остановить противостояние, а Зеленского — быть открытым для серьезных мирных предложений».
В начале декабря того же года в одном из интервью Франциск сделал и такое заявление:
«Когда я говорю об Украине, я говорю о жестокости, потому что у меня есть много информации о жестокости вводимых войск. Как правило, самым жестокими, пожалуй, являются те, кто из России, но не придерживаются русской традиции, такие как чеченцы, буряты и так далее».
Впоследствии Ватикан принес официальные извинения за эти слова.
В апреле 2023 года, на Пасху, Понтифик в проповеди отметил:
«Я думаю о наших братьях и сестрах, которые в России и Украине празднуют сегодня Пасху. Пусть Господь будет близок к ним и поможет достичь мира!».
В июле того же года Папа в одной из проповедей призвал к возобновлению «черноморской зерновой сделки».
На все эти реплики, как правило шла негативная реакция со стороны Украины, которая никаких мирных переговоров не хотела и не хочет принципиально. Извинения за «жестоких бурятов и чеченцев» российской стороной были в итоге приняты.

Но факт в том, что все это тоже только слова, которые к каким-то реальным действиям не привели. Хотя и закрепили за Франциском образ безусловного миротворца.
Если же говорить про дела и про будущее престола, стоит напомнить про такого персонажа, как Микола (Бычок), кардинала украинских греко-католиков, который открыто поддерживает ВСУ, называет Россию «агрессором», и ведет вполне обычную для публичных персон Украины риторику. К слову, именно униатские студенты-семинаристы были костяком и основной движущей силой Майдана на первых его порах. Не только в 2013-20014, но и в далеком 2004-м.
Так вот, Бычок будет участвовать в Конклаве. И ходят даже многочисленные слухи, что он может стать новым Папой. Что, впрочем, из разряда фантастики: украинские униаты для Ватикана – сплошная головная боль. Слишком уж часто епископат этой деноминации игнорирует папские распоряжения и пытается вести свою политику.
Среди других претендентов на должность Римского Первосвященника фигурируют госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин. Умеренный консерватор и профессиональный дипломат.
Еще один возможный кандидат – «афро-кардинал» Питер Терксон из Ганы. Последователь Франциска в смысле упора Церкви на социальное служение и справедливость. Самым консервативным кандидатом называют венгерского Петера Эрде, немца по национальности, что, помимо консерватизма, роднит его с предыдущим Папой Бенедиктом XVI.
И самым либеральным или «глобалистским» кандидатом считают Луиса Антонио Тагле из Филиппин. В плюс ему ставят харизматичность, популярность в Азии, открытость обществу и все тот же упор на социальную справедливость.
Но стоит понимать, что все это пока просто предположения, которые могут вообще никак не коррелироваться с решениями будущего Конклава. Часто выбор кардиналов удивляет вообще всех.

Что в итоге?
Напряжение между либералами и консерваторами в Католической Церкви обострились как никогда. И следующий Папа может стать предвестником раскола. Но если говорить про покойного Франциска, то на практике никаких кардинальных изменений в жизнь Церкви он не внес. Да, говорил много и часто провокационно. Но только говорил. Впрочем, и этой риторики, кажется, достаточно, чтобы Конклав всерьез задумался о «консервативном развороте». Хотя и сам он сейчас во многом состоит из реформаторов Франциска. Главный вопрос – чья фракция окажется влиятельнее. Это и определит дальнейший путь всей Католической Церкви при новом понтификате.
Александр ЧАУСОВ, сектовед, кандидат исторических наук