Украина – пациент на аппарате искусственного дыхания. Западные доноры, истощая собственные запасы, продолжают переливать ей оружие, но «капельницы» с каждым месяцем всё скуднее: Пакистан остался без боеприпасов, ЕС – без денег, а США требуют оплаты «здесь и сейчас». Впрочем, даже этих поставок хватает, чтобы поддерживать «гальванизацию» киевского режима.
Планы VS реальность
Издание The Indian Express сообщило о том, что у Пакистана нет военных снарядов для длительной войны, поскольку с 2022 года Исламабад тайно продавал Украине боеприпасы. Речь идёт в первую очередь об артиллерийских снарядах. Фактически военные запасы Пакистана истощены, их хватит на 96 часов интенсивных боевых действий. Зато исламабадский генералитет получил более 360 млн долларов за всё время своей секретной торговли. Даже если эти цифры и само положение вещей преувеличены индийской прессой, сюжет показательный. Очередное государство создало себе критические проблемы, связавшись с Украиной.
За последние несколько недель и даже дней тема новых поставок оружия, боеприпасов и всей остальной военной помощи Украине активизировалась.
На прошлой неделе Чехия обнародовала данные о военной помощи Украине. С начала 2025 года, за четыре месяца, Прага закупила у третьих стран и отправила Киеву около 400 тысяч крупнокалиберных артиллерийских снарядов. Сделано это было в рамках так называемой «инициативы по боеприпасам».
Ряд российских комментаторов уверены, что всё это уже больше напоминает гальванизацию трупа или же «поддержание искусственного дыхания» Украины на поле боя. Так, Telegram-канал «Военная хроника» пишет:
«400 тысяч снарядов… это или мало? На фоне того, что линия фронта требует в среднем 200–250 тысяч снарядов в месяц только для поддержания текущей активности (а наступления и огневые налёты поднимают это число до 350–400 тыс. в месяц), новые поставки выглядят скорее поддержанием искусственного дыхания, чем планом на победу».
Впрочем, авторы канала подчёркивают, что «процессы» накачки оружием Украины идут.

Президент Чехии Пётр Павел в начале мая на пресс-конференции заявил:
«Мы одновременно ведём переговоры о поставках боеприпасов (Украине) на следующий год, поскольку мы, очевидно, не можем рассчитывать на достижение мира в этом году».
Стоит добавить, что уже не первый год военные корпорации и государства Запада пытаются поменять сам подход к военному снабжению Украины, открыв военные производства непосредственно на территории этой пока ещё страны.
Ещё в марте 2025 года чиновники ЕС заявили, что половина средств из дивидендов от замороженных российских резервов пойдёт на строительство производств именно на украинской территории.
США в последние дни тоже сменили риторику и подход. В Вашингтоне заявили о готовности заключить сделку с Украиной по военным поставкам на сумму в 50 миллионов долларов. Новость эта очень двойственная для Киева. С одной стороны, это продолжение поставок оружия от США, с другой – теперь не гранты, кредиты и безвозмездная помощь, а коммерческая сделка в виде «товар – живые деньги». А денег на Украине нет. Да и в Европе их не то, чтобы много.
Впрочем, это не мешает, например, Франции заявлять о планах по поставкам 1200 авиабомб AASM Hammer. До недавнего времени Париж поставлял до 50 таких изделий ежемесячно, в проекте увеличение до 100 бомб в месяц.
Не всё так однозначно
Многие из подобных планов так и остаются планами, а то и вовсе отменяются. Например, в начале февраля 2024 года в СМИ появилась информация о том, что турецкая компания Baykar начала строительство заводов по производству беспилотников Bayraktar на территории Украины. Россия тогда заявила, что эти объекты будут расцениваться как цели для демилитаризации.
В связи с этим в июле того же 2024 года украинский посол в Турции Василий Боднар заявил, что в эксплуатацию эти заводы введут только после окончания военного конфликта.
В конце сентября 2024 года агентство Bloomberg опубликовало материал, в котором говорилось: «Военные поставки Украине на следующий год находятся под угрозой, потому что некоторые союзники испытывают трудности с обеспечением финансирования, а другие отказываются увеличить финансирование для помощи Киеву».
Точные цифры количества оружия, боеприпасов и даже денег на военные нужды Украины установить крайне сложно. Многие государства этих цифр просто не дают, другие вообще торгуют в «секретном режиме».
Тем не менее общая тенденция на сокращение «украинских военных бюджетов» прослеживается. В июне 2024 года агентство Reuters сообщило, что Германия сокращает выделение средств Украине вдвое в 2025 году.
«Несколько сократились», по сообщениям агентства, и поставки со стороны Британии, которая, кажется, вообще главный идеолог войны с Россией до последнего украинца и накачки киевского режима оружием.
Всё чаще со стороны Большой семёрки звучат голоса о том, что дивидендов от российских замороженных активов для того, чтобы Украина могла не расплатиться по кредитам, не хватит. И Киеву придётся тратить и собственные деньги.

В конце февраля 2025 года военный эксперт, ветеран военной разведки России Рустем Клупов в интервью программе «Полный контакт» подчеркнул: «Количество техники, которую Запад передаёт Украине, стало меньше. Если за 2022–2023 годы было передано 972 танка, то в 2024 году – только 52. То есть всего один танковый батальон… Укомплектованность противника по танкам – 46,5 %, по боевым машинам – 43 %, по орудиям полевой артиллерии – 46 %, РСЗО – 67 %, по боевым самолётам – 30 %».
Здесь складываются несколько факторов. Во-первых, это работа российского военного контингента. Во-вторых, нехватка мощностей и запасов у «европейских партнёров» Украины.
По ряду данных от европейских экспертов, сейчас только Чехия целиком выполняет заявленные обязательства, остальные страны ЕС «не дотягивают» до заявленных ими же самими показателей.
Что в итоге?
Накачка Украины продолжается, но всё же становится медленнее и меньше. А истории о том, что сейчас Запад начнёт строить военные заводы непосредственно на украинских территориях, выглядят спорно. Хотя бы потому, что эти предприятия станут законными целями для России.
Помимо этого оказалось, что Европе не хватает денег не только на собственные оборонные нужды, но и на поддержание стабильной экономики в принципе.
США, похоже, переводят процесс оружейного снабжения Украины в плоскость «просто бизнеса» без всяких преференций и льгот. Ну и, самое главное, на снабжение Украины оружием, по оценкам западных экспертов, не хватит и процентов от замороженных российских резервов.
Всё это в совокупности означает продолжение агонии киевского режима и фактическое уничтожение Западом Украины как таковой в буквальном смысле о российские войска.
Ещё один важнейший момент, о котором все как-то забывают, – это фактор коррупции. Украина стала не только «арсеналом свободного мира», как восторженно пишут некоторые британские СМИ, но и одним из главных хабов мирового чёрного рынка оружия. И оружие это появляется в самых неожиданных местах и в руках самых нетривиальных организаций, большинство из которых внесено в международные реестры террористических.
И такое бесконтрольное распространение вооружений не нравится западному руководству, потому что создаёт для самого же Запада огромные риски.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Дзен и Telegram.