Это не просто рядовые восстановительные работы. Это больше, чем шефская помощь Луганску от Москвы. Это настоящий подарок на день рождения города. Грандиозный, большой, необходимый. Да, он стоил огромных денег. Да, затрачено невероятное количество усилий. Но уже совсем скоро в столице ЛНР появится новый путепровод, которого ждали, без преувеличения, все автомобилисты
ОТ ПРОБОК – К ПРОРЫВУ
Всё началось с запроса. По бумагам – запроса администрации города. По факту – об этом долго просили автовладельцы.
«Луганск – это динамично развивающийся город. Буквально в течение этого года увеличился очень сильно машинопоток. К этому всё и шло. Люди возвращаются. Машин становится больше, – делится впечатлениями от Луганска руководитель строительства компании-подрядчика Дмитрий Сидоренко. – Транспортные магистрали не справлялись с потоком. Постоянно заторы, пробки. В утренние часы, в вечерние тоже. Поэтому было принято решение сделать реконструкцию путепровода».
Это одна из центральных и самых загруженных транспортных магистралей Луганска. Она пересекает весь город. С востока на запад и обратно. А пробки здесь – дело привычное.
«Здесь образуется так называемое бутылочное горлышко, – рассказывает Сидоренко. – С двух сторон от действующего моста уже расширены дороги. С одной стороны путепровода 4 полосы и с другой – 4 полосы. А здесь только две. Это приводит к заторам».
Это и был запрос администрации, водителей, да и вообще всего города. Москва ответила. Не словами, действиями.
«Путепровод, который был здесь изначально, существовал ещё с 60-х годов и находился в крайне изношенном, в аварийном состоянии, – рассказывает историю этого моста Дмитрий Сидоренко. – Использовать его, конечно, было нельзя. Поэтому было принято решение для увеличения пропускной способности этого участка выполнить реконструкцию».
«Работы начались в прошлом году. Уже ведутся на протяжении 12 месяцев, – дополняет коллегу Виктор Котвицкий, главный специалист отдела технического надзора ГБУ «Гормост». – Подрядчика выбирали по тендеру. Был проведён конкурс в соответствии со всеми нормами законодательства».
Впрочем, подготовка к реализации такого грандиозного проекта началась гораздо раньше. Сразу после воссоединения ЛНР с Россией представители региона-шефа начали задумываться, как улучшить городскую инфраструктуру Луганска.
«Проект разрабатывался ещё в 2022 году, – вспоминает Дмитрий Сидоренко. – Были выполнены проектно-изыскательные работы. Проведена полная экспертиза. Потом был тендер. Мы стали победителями. Нам дали поручение».
Подрядчика выбирали лучшего. Причём из лучших. Компания, которая сегодня занимается строительством путепровода, может похвастаться огромным опытом, полученным там, где транспортная нагрузка значительно больше.
«С этим подрядчиком работаем уже давно. Много проектов завершили вместе, – продолжает Котвицкий. – Раньше много работали в Москве. Подрядчик тоже был задействован в строительстве эстакад, путепроводов. В общем, знаем их давно, и ребята зарекомендовали себя как надёжные, профессиональные и ответственные люди».
СНЕСТИ, ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ ЗАНОВО
Известная поговорка: «Ломать – не строить». Но в этом случае всё наоборот. И масштабные работы нужно было начинать как раз с разрушений.
«Мы, в рамках нашего проекта, выполнили полный демонтаж старых конструкций, которые уже буквально осыпались. Всё снесли подчистую, даже основания. А затем уже начали устанавливать новые, – описывает ход работ Сидоренко. – По сути, мы строим путепровод „с нуля“. Начиная с погружения свай, фундамента, опор, пролётных строений. Это практически новое строительство. От старого не осталось ничего».
Это строительство, в котором нельзя ошибиться. Маленькая неточность – и мост может обрушиться прямо под колёсами транспорта. Под ногами пешеходов.
«У нас были максимально точно выполнены все геологические изыскания. Чётко подобран расчёт по свайным полям, – продолжает представитель компании-подрядчика. – То есть каких-то особых проблем не было. Все испытания проведены. Все испытания показали проектные нагрузки».
Для подрядчика это первый проект на территории исторических регионов России. Впрочем, опыт сказывается. И работы идут со значительным опережением графика.
«Сейчас выполнено уже практически 90 % всех работ по данному комплексу, – гордится проделанной работой Сидоренко. – Мы произвели демонтаж старых конструкций, переустройство напорной канализации старой. Выполнили в два этапа. На мосту осталось только положить асфальт».
С ЛУГАНСКИМ АКЦЕНТОМ
Это выглядит сложно для человека постороннего. Точные расчёты и замеры. Огромные балки и металлоконструкции. Но для опытных строителей это планомерное и привычное дело.
«Все работы, которые сейчас проводятся на путепроводе, типовые, – рассказывает представитель ГБУ «Гормост». – На данном этапе проводится монтаж стоек перильных ограждений для обеспечения безопасности пешеходов. Также в перспективе будет установлено барьерное заграждение для безопасности автомобилистов».
Перильные ограждения – это то, о чём стоит рассказать отдельно. Здесь подрядчику удалось не только выполнить заказ на строительство, но и обеспечить работой луганских металлургов.
«Мы разместили заказ на производство фигурных ограждающих конструкций на мосту и путепроводе на луганском литейно-механическом заводе, – рассказывает Сидоренко. – Они выполнили их в полном объёме. Качество приличное. Мы сэкономили на логистике. Они заработали. Все довольны».
И вот что любопытно. Дизайн опор для ограждения выбирали так, чтобы сохранить историю этого места. Этого путепровода. Сохранить историю Луганска.
«Мы подбирали дизайн этих опор согласно пожеланиям местной администрации. Чтобы соблюсти единый архитектурный стиль с действующим путепроводом, – продолжает Дмитрий Сидоренко. – Делали по тем же самым формам, которые уже есть. Эти формы остались на заводе ещё с тех времён».
Формы будто ждали своего времени. Ждали на протяжении 60 лет. Чтобы повторить историю. Впрочем, параллельно внедряются и современные технологии. Освещение будет светодиодным. Ярким, надёжным, экономичным.
«Мы проводим полное переустройство наружных сетей. Сейчас ведётся монтаж мачт освещения, – говорит Виктор Котвицкий. – Также занимаемся технической зоной. Это ограждения, металлоконструкции. Будет проложена магистраль газопровода среднего давления».
Ещё одна обязанность, которую взяли на себя московские специалисты: помимо строительства самого моста, создать и зелёную зону вокруг конструкции.
«Остались ещё, помимо основных, работы по благоустройству и озеленению, –рассказывает Дмитрий Сидоренко. – Но это будет выполняться уже в конце, в последнюю очередь, когда мост и путепровод будут полностью завершены».
90 % всех необходимых работ всего за год. Темпы, которые кажутся невозможными. Но специалисты говорят: можно и быстрее.
«Мы идём с опережением план-графика. У нас срок открытия – это день города Луганска. Это в первых числах сентября, – делится планами Виктор Котвицкий. – Но мы приложим все усилия, сделаем всё от нас зависящее, чтобы выполнить работы значительно раньше. Для того, чтобы жители города смогли пользоваться этой инфраструктурой».
ГРАНДИОЗНЫЙ ПОДАРОК
В этом году Луганску исполнится уже 230 лет. Город с богатой историей. С крепкими духом людьми. А теперь и с большой, сильной поддержкой от Москвы. Она стала не просто регионом-шефом, а настоящим старшим братом, который дарит действительно нужные подарки на день рождения.
Егор Кильдибеков
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.