Двадцать тысяч ракет, по которым плачет Киев: вместо Украины они направляются на Ближний Восток. Зачем США так отчаянно нужен Иран?
Ответ может крыться не в ядерной программе, а в китайских поездах, перевозящих товары — и нефть — в обход санкций прямиком в Европу.
Дорога преткновения
Конфликт Израиля и Ирана продолжает тлеть даже после громких заявлений Трампа об установлении «вечного мира». Президент США даже нецензурно выразился в эфире Fox News, комментируя несдержанность Тель-Авива, который «никак не мог успокоиться».
Однако стоит напомнить, что совсем недавно удар по Ирану нанесли сами Штаты. Более того, Ближний Восток был обозначен как приоритетное направление для Вашингтона — с Украины туда даже перебросили часть американских вооружений. А началось всё с массированной атаки Израиля — якобы единственного способа остановить ядерную программу Ирана. Но эта версия не вызвала доверия даже у союзников.

Если Иран не создаёт ядерную бомбу, почему он так важен для США? Здесь стоит вспомнить ещё один ключевой момент: главный противник Вашингтона — не Тегеран, а Пекин. И с начала июня между Китаем и Ираном, который участвует в глобальной программе «Один пояс — Один путь», запущена новая железная дорога. Новости о первом успешном прохождении состава по маршруту появились в СМИ 3 июня. А уже 13 июня на Иран обрушились первые бомбы и ракеты.
Примечательно, что контингент на американских военных базах (а там находится около 40 тысяч человек) был приведён в состояние повышенной боевой готовности к 18 июня. Но ещё до начала полномасштабных военных действий, 8 июня, глава киевского режима Владимир Зеленский в интервью ABC News жаловался, что США перебросили на Ближний Восток 20 тысяч ракет, на которые «рассчитывала Украина».
Ещё раньше, 2 июня, The Wall Street Journal сообщил, что Белый дом распорядился переправить на свои ближневосточные базы противоракетное оружие, изначально предназначавшееся для Украины.
Вот насколько приоритетным для администрации Дональда Трампа оказался Иран.
Очень «неудобный» путь
Возвращаясь к ядерной программе: по данным американской разведки, Тегеран давно «заморозил» этот проект и не планировал его возобновлять.
Но дело не только в уране. У Ирана есть нефть, которая из-за западных санкций в основном шла в Китай. «В основном» означает, что до 90% иранской нефти направляется в Пекин, покрывая 15% потребностей китайского рынка. Для сравнения: доля российской нефти в КНР колеблется от 17 до 22%. При этом Россия отправляет в Китай далеко не 90% своего экспорта — у нас есть и другие покупатели, например Индия.
Однако дело не только в нефти. Китай — крупнейший производитель товаров, которые нужно доставлять на мировые рынки. Для этого и был создан проект «Один пояс — Один путь», охватывающий почти всю Евразию. Ключевым звеном стала железная дорога из Сианя в сухой порт Априн под Тегераном. Её пропускная способность — 6 млн тонн в год, а к 2027 году планируется увеличить её до 10 млн тонн.

Этот маршрут начали строить в 2021 году как дополнение к уже существующей дороге через Казахстан и Туркменистан, которая является частью российского транспортного коридора «Север — Юг». К 2030 году по нему планируется перевозить до 20 млн тонн грузов в год. Но и этого, похоже, недостаточно.
Новый маршрут (Сиань — Тегеран) должен пройти через Турцию и далее в Европу, соединяясь с российским коридором на территории Ирана. Это — практически полный обход санкций, выход на европейские рынки и минимизация рисков морских перевозок.
Вполне вероятно, что по этому пути пойдёт и нефть, и СПГ. Что явно не устраивает США, которые годами пытаются вытеснить конкурентов с европейского энергорынка.
И как только новая железная дорога начала работу, Израиль вдруг «обнаружил» ядерную угрозу в Иране. США поддержали Тель-Авив, нанеся удары по объектам Исламской Республики. Хотя, по данным иранских источников, их ядерная программа почти не пострадала, а уран был вывезен заранее (о чём сообщает МАГАТЭ).
Донецк Медиа
«Вечный мир» на пару часов
Далее начался обмен ударами. Иранские ракеты достигли американской базы в Катаре, затем было объявлено перемирие, которое почти сразу нарушилось — то ли обеими сторонами, то ли Израилем в одностороннем порядке.
Но возмущение возмущением, а вести логистические операции в условиях постоянной угрозы ракетных ударов крайне сложно.
Фактически, начав военные действия против Ирана, США руками Израиля (и частично своими) перекрывают ключевые транспортные пути в Европу, Центральную Азию и Россию. В этом контексте логика происходящего становится ясной.
Трамп заявил о «вечном перемирии»:
— Это великий день для Америки. Это великий день для Ближнего Востока. Я рад, что смог это сделать. Перемирие будет длиться вечно.
Но уже через несколько часов удары возобновились. Перед вылетом на саммит НАТО Трамп прокомментировал это так:
— Думаю, обе стороны нарушили его. Не уверен, что намеренно. Они просто не смогли сдержать людей.
Ранее он и вовсе заявил: — Они не понимают, что творят.
Но, как и многие его слова, это выглядит пустой риторикой. Конфликт продолжается, а угроза эскалации сохраняется. Что, в конечном итоге, выгодно США — и экономически, и геополитически.
Что в итоге?
Атакуя Иран, США бьют по экономике Китая — по его экспорту, против которого Трамп уже ввёл пошлины в 104%. Они разрушают евразийскую многополярную экономическую архитектуру, затрагивая Россию, Центральную Азию и даже Турцию, которая могла бы стать сухопутным узлом между Европой и Азией.
Есть мнение, что для Трампа-бизнесмена торговые соображения важнее мифической иранской ядерной бомбы — что бы он ни говорил публично.
Александр Чаусов, публицист, кандидат исторических наук