Это самый необычный велопробег длиной в тысячу километров. Маршрут – Москва – Луганск. Конечная цель – подарить жителям ЛНР возможность передвигаться по городу совершенно новым способом. Полностью автоматизированный велопрокат. Когда в залог не нужно оставлять паспорт, когда не отдаёшь деньги непонятному человеку в будке, который даже не выдаст чек. Не говоря уж о том, что не станет отвечать за безопасность клиента.
УСПЕШНЫЙ СТАРТ
Инфраструктура ничем не отличается от московской. Более того, прокатные велосипеды и станции для их аренды – это подарок Луганску от региона-шефа. Техника, которая отлично показала себя на столичных улицах, теперь доступна и жителям Республики.
«В Москве этот вид транспорта довольно популярен. И в рамках развития инфраструктуры в городах, вернувшихся в состав России, мы решили, что и в Луганске велопрокат будет пользоваться спросом, – рассказывает Антон Ерёхин, руководитель отдела эксплуатации компании «Ситибайк», которая развивает прокатную инфраструктуру в Москве. – Это французские велосипеды „Битвин“. Полностью механический велосипед. У него есть собственный передатчик. В общем, он оборудован всем необходимым, чтобы его можно было использовать в пунктах велопроката».
В Луганске велопрокат работает уже второй сезон и пользуется огромной популярностью. Официальные данные на 1 июня: услугой воспользовались почти шесть с половиной тысяч раз. В среднем продолжительность одной поездки – 50 минут. А началось всё летом прошлого года. В качестве шефской помощи из Москвы доставили всё необходимое оборудование.
«Первая партия была – 100 велосипедов и 10 станций велопроката для их установки. Установка этих станций много времени не заняла. Самый трудоёмкий процесс – это связать станции, велосипеды, всю инфраструктуру в одну единую сеть, – вспоминает Владислав Насонов, директор МУП «Луганскгортранс». – Мы, естественно, обращаемся к опыту нашего региона-шефа, к опыту Москвы. Там велопрокат заработал больше 10 лет назад. И всё это планомерно развивалось. И сейчас они дошли до того, что у них так называемые „Велосипеды 2.0“, о которых мы пока не можем и мечтать в силу определённых обстоятельств, военных действий».
ОТ ПЕРВЫХ СТАНЦИЙ К РАСШИРЕНИЮ СЕТИ
Первый сезон закончился быстро. Ведь станции удалось открыть только в сентябре. В этом году велосипеды появились на улицах уже в начале апреля. Сегодня в городе 11 точек, где можно начать и закончить поездку.
«Две станции располагается в парке Горького. Это такая индивидуальная, прогулочная история для жителей нашего города. Ещё станцию мы установили в сквере „Молодой Гвардии“. Она соединяется с улицей Оборонной, на которой установлено основное количество таких станций. Так как там есть специальная велодорожка, – продолжает Владислав Насонов. – Общая протяжённость этой велодорожки больше семи километров. От „Острой могилы“ и до театра кукол. На протяжении всего маршрута установлено 7 станций, чтобы в любом из этих мест можно было и начать, и закончить поездку. Наиболее спортивные жители вполне могут взять велосипед на „Острой могиле“, доехать до парка Горького и оставить его там».
Инфраструктура велопроката уже в прошлом сезоне показала себя, как простой и эффективный способ неспешно прокатиться по улицам города. На то, чтобы взять в аренду велосипед у обычного горожанина уйдёт не больше пары минут. Особенно, если он делает это уже не в первый раз.
«В принципе, процедура несложная. Нужно отсканировать QR-код, который расположен на каждом нашем велосипеде, на каждой станции, перейти на сайт, зарегистрироваться, привязать свою банковскую карту и, пользуясь своим логином и паролем, спокойно брать велосипед в аренду, – описывает процесс директор «Луганскгортранса». – Поездку можно закончить на любой из станций, установленных по городу. Тут процедура ещё проще. Как только пользователь помещает велосипед обратно в станцию, срабатывают фиксаторы, перестаёт считаться время и перестают списываться деньги с банковской карты».
ЦЕНА ВОПРОСА
По сравнению с прошлым годом, расценки на пользование велосипедами немного поднялись. Если в 2024-м минута проката стоила 2 рубля, то сегодня уже 4. Почасовая оплата предполагает скидку – за 60 минут пользователь отдаст 216 рублей.
«Все понимают, что эти велосипеды довольно дорогие. Обслуживание всей этой техники. Зарплата персонала, который этим всем занимается. Расходы ощутимые, – рассуждает о стоимости проката Насонов. – Тем не менее, плата за их использование, скажем так, символическая».
БЕЗОПАСНОСТЬ И УДОБСТВО
При установке станций проката пришлось учитывать огромное количество деталей. Начиная с того, где именно аренда велосипедов будет пользоваться наибольшим спросом, и заканчивая всеми необходимыми удобствами и для горожан, и для работников «Гортранса».
«Мы подготовили инфраструктуру велопроката и продумали всё до мелочей. В первую очередь на базовых станциях установлены камеры наблюдения, чтобы мы могли видеть всё, что происходит, – говорит Насонов. – Кроме того, если человек не может воспользоваться мобильным интернетом, на станциях установлены Wi—Fi точки. Естественно, бесплатные».
Конечно, в первую очередь эксперты «Луганскгортранса» задумались об удобстве для пользователей пунктами проката. Но и саму технику необходимо обезопасить. Найти способ уберечь её от кражи. Кроме того, предотвратить любые попытки вандализма.
«В случае, если человек в течение суток не возвращает велосипед, его карта блокируется. А дальше мы уже передаём заявление в полицию по поводу кражи этого транспортного средства. Естественно, найти злоумышленника будет несложно, ведь он идентифицирован в системе через его банковскую карту, – рассказывает о работе системы безопасности Владислав Насонов. – Велосипед фиксируется очень жёстко. То есть его достать без повреждений невозможно. Разве что без переднего колеса. Но, опять же, это велосипед, созданный специально для велопроката. Он антивандальный, у него все собственные ключи. Туда не подойдут обычные инструменты».
Впрочем, поломка может случиться и не по вине пользователя. На такие случаи у прокатной компании тоже есть свои протоколы.
«Естественно, мы будем следить, кто и в каком состоянии возвращает велосипед. Ситуации разные бывают. Если это пробитие шины – понятно, никто от этого не застрахован. У нас для таких случаев есть диспетчерская служба, которая принимает такого рода заявки. Если случилась какая-то проблема, можно позвонить на „горячую линию“ и сообщить об этом».
Хотя в службе ремонта велосипедов уверяют: случаи поломок, если и будут возникать, то крайне редко. Техника уже проверена миллионами пользователей в Москве и показала себя очень выносливой.
«Они очень надёжные и ремонтопригодные. Это основное их отличие от любого другого велосипеда. Здесь стоит надёжная тормозная система, надёжная система переключения скоростей», – рассказал Владислав Лунёв, мастер по ремонту велосипедов.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В «Луганскгортрансе» обещают: велоинфраструктура в городе будет расти и улучшаться. В ближайшее время появится ещё 9 станций для аренды.
«Мы ездили в Москву, смотрели, как там всё это происходит. Как определяют места для организации проката. Где располагаются велодорожки. Естественно, мы этот опыт перенимали, – подводит итог Владислав Насонов. – И теперь, по мере того, как будет происходить обновление нашей городской инфраструктуры, будут появляться и новые велодорожки, и новые пункты проката».
Велодорожки и вся сопутствующая инфраструктура тоже станут подарком от региона-шефа. Москва расписала программу помощи Луганску на несколько лет вперёд. И здоровье жителей Республики – это один из главных приоритетов в грядущей работе.
Егор Кильдибеков
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.