Его убийство потрясло мир. Но за несколько месяцев до выстрелов в Далласе Джон Кеннеди вёл другую, тихую войну – против ядерных амбиций Израиля. Новые документы показывают: конфликт был куда острее, чем принято считать.
«Он был против израильской ядерной программы»
В Конгрессе США выдвинули очередную версию убийства Кеннеди. Конгрессмен от Республиканской партии Марджори Тейлор Грин в одной из запрещённых в России социальных сетей опубликовала фотографию последней в жизни поездки президента Кеннеди и написала:
«Это был один из великих президентов, которого любили американцы. Он был против израильской ядерной программы. И потом его убили».
Конспирологи тут же связали это высказывание политика с недавно обнародованными документами по убийству Кеннеди.
В середине марта 2025 года, когда был выполнен указ нынешнего президента США Дональда Трампа по рассекречиванию этих данных, оказалось, что их насчитывается 80 тысяч страниц. В последней партии, а эти материалы рассекречиваются с 90-х годов XX века, было опубликовано 63 000 страниц данных.
«Народные версии» гибели Кеннеди множились на глазах. Так, 13 марта 2025 года, буквально за неделю до публикации оставшихся документов, некий писатель Уильям Лестер привел «доказательства» того, что Кеннеди якобы убило ЦРУ за то, что тот требовал предоставить ему все данные по НЛО и инопланетянам. А Марджори Тейлор Грин, надо отметить, последовательная сторонница любой конспирологии. От «ЦРУ взрывает Америку» по поводу терактов 11 сентября до «заговора педофилов среди сторонников Хиллари Клинтон» (так называемый Пиццагейт).
Однако история о противостоянии Кеннеди государству Израиль в сфере ядерных разработок – это уже не конспирологические сюжеты. Они базируются на ряде конкретных архивных документов.
«Евреи вздохнули с облегчением»
В ноябре 2013 года в издании Haaretz было опубликовано секретное письмо Голды Меир от 1963 года, когда она находилась в США, будучи министром иностранных дел Израиля. В нём она пишет:
«Не знаю, почему думали, что евреи были причастны к убийству Кеннеди. Американские евреи вздохнули с облегчением, когда узнали, что президента убил не еврей».
Вот только г-жа Меир лукавила, уверяя, что «не знает». Напряжённость в американском обществе по «еврейскому вопросу» была очевидна для всех. И связана она была примерно с тем же, что происходит вокруг Израиля сейчас.
Практически с момента своего появления в 1948 году Израиль начал активно воевать со своими соседями. И не менее активно ущемлять коренное арабское палестинское население. Буквально лишая его права на имущество.
К слову, далеко не все евреи в мировой диаспоре и в диаспоре США были согласны с таким курсом Израиля. Тогда такая политика называлась «сионизм». И множество людей, в том числе и американских влиятельных евреев, были «антисионистами».
Для лоббирования своих интересов в США Израиль создал такую структуру, как Американо-Израильский совет, который возглавлялся Американским сионистским советом. Лоббирование интересов дошло до таких масштабов, что в 1962 году Министерство юстиции и генеральный прокурор США потребовали от этих структур зарегистрироваться по закону FARA, американскому акту «об иностранных агентах». Ну, а генеральным прокурором Штатов на тот момент был Роберт Кеннеди, то есть брат президента США.
Сионистский совет и его адвокаты, в свою очередь, противодействовали этим требованиям всеми силами. И не без успеха, что порождало определённое напряжение в американском обществе.
На уровне же властей Штатов и Израиля творились ещё более интересные вещи. Которые стали достоянием общественности только в последние годы.
Ядерное противостояние
То, что первый глава Израиля Давид Бен-Гурион очень хотел ядерное оружие для своей страны – ни для кого не секрет. Сохранилось вполне однозначное его высказывание по этому поводу:
«То, что Эйнштейн, Оппенгеймер и Теллер, трое евреев, сделали для Соединённых Штатов, могли бы сделать и учёные в Израиле для своего народа».
Подготовительные работы в этом направлении Израилем велись практически с самого начала становления своей государственности. К слову, особую помощь в развитии ядерных программ Тель-Авиву оказал в то время Париж. Хотя первые израильские физики-ядерщики обучались в Чикагском университете.
Так или иначе, но с 1955 года в рамках программы «Атомы во имя мира» Дуайт Эйзенхауэр одобрил строительство небольшого и экспериментального ядерного реактора в израильском Нахал-Сорек. А параллельно французы помогали Израилю строить куда более масштабный центр исследований в Димоне.
В 1958 году президентом Франции стал Шарль де Голль, который начал «сворачивать эту лавочку». Однако в той или иной форме сотрудничество Парижа и Тель-Авива в сфере ядерных разработок продолжалось до 1966 года. Основной причиной конфронтации было принципиальное нежелание Израиля пускать каких бы то ни было международных или иностранных наблюдателей на свои «мирные ядерные объекты».
В 1962 и 1963 году, за несколько месяцев до своего убийства, к давлению на Израиль по этому вопросу присоединился и Кеннеди. В 2019 году была обнародована переписка между американским президентом и премьером Бен-Гурионом, а затем и его преемником Леви Эшколом. Кеннеди в этих письмах требовал от израильских властей проведения инспекций объекта в Димоне. Вслед за письмами Кеннеди в марте 1963 последовало и обращение Госдепартамента США о необходимости проведения таких проверок раз в полгода.
Но Израиль под самыми разными предлогами либо игнорировал эти запросы, либо прямо отказывал.
А в ноябре 1963 года Кеннеди убил Ли Харви Освальд. И, естественно, никаких инспекций ядерных объектов, внесения в перечень «иностранных агентов» Сионистского совета и продолжения конфронтации США и Израиля не случилось. Следующий президент Штатов, Линдон Джонсон, уже всецело поддерживал Израиль в его ближневосточных политических и военных инициативах.
Из этих историй начинаются и веские подозрения, что у Израиля есть ядерное оружие, и конспирологическая теория о том, что «Израиль причастен к убийству Кеннеди».
Масла в огонь подливают данные всё из тех же архивов Комиссии Уоррена о том, что между Моссадом и ЦРУ существовал отдельный, законспирированный канал связи. А также что тогдашний глава отдела контрразведки ЦРУ Джеймс Энглтон максимально тесно общался с представителями израильской разведки. В самом по себе таком «тесном и засекреченном общении», конечно, ничего удивительного нет. Но в совокупности с остальными историями всё это превращается в гремучую смесь под названием «еврейский ядерный заговор».
Что в итоге?
Конфликт Кеннеди с Израилем из-за ядерной программы – историческая реальность, а не конспирология. После его убийства американская политика на Ближнем Востоке кардинально изменилась в пользу Израиля. Совпадение? Возможно. Но сегодня, когда критики политики Израиля в США вновь поднимают эту тему, а архивы медленно приоткрываются, старая теория обретает новое дыхание. И пока статус израильского ядерного арсенала остаётся неофициальным, вопрос «а не заплатил ли президент жизнью за попытку остановить атомную бомбу?» будет звучать снова и снова.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.