Зерно, ИИ и новый миропорядок. Саммит БРИКС в Рио показал: объединение перешло от слов к делу, запуская проекты, которые бросают вызов устоявшейся системе – от ценообразования на продовольствие до контроля над технологиями будущего.
МНОГОПОЛЯРНОЕ ЗЕРНО
На прошедшем в Рио-де-Жанейро VII саммите БРИКС президент Владимир Путин в своём выступлении о перспективах организации поднял ряд весьма интересных тем, которые отразились и в итоговой резолюции.
В частности, глава России упомянул такой мегапроект, как «зерновую биржу» БРИКС:
«Продвигаются процессы создания в БРИКС зерновой биржи, центра климатических исследований, постоянной логистической платформы, программы спортивного сотрудничества».
Здесь стоит сказать про неё отдельно. Ведь «зерновая биржа» – не только про зерно или про аграрную продукцию. Она про многополярность, продовольственную безопасность и экономический суверенитет в сфере АПК.
Уже несколько лет Россия, невзирая на санкции и внешнее давление, является крупнейшим мировым экспортёром пшеницы. По итогам 2024 года экспорт зерна из нашей страны составил от 57,2 до 57,5 миллионов тонн. В целом на страны БРИКС приходится до 42 % производства зерна, или 1,17 миллиарда тонн по данным на конец 2023 года.
Вот только сами цены на зерновые формируются сейчас на Чикагской бирже в США. А основная валюта при заключении сделок – доллар. И для России, и для стран БРИКС такое положение вещей не слишком удобно. А в контексте западных санкций, которые раздаются Западом и Штатами направо и налево, ещё и небезопасно.
В этой связи в 2023 году российский Союз экспортёров зерна отправил в Министерство сельского хозяйства РФ письмо о создании зерновой биржи. А уже в следующем году эту тему начал курировать Владимир Путин. На саммите БРИКС в Казани в октябре 2024-го российский президент заявил:
«Реализация этого начинания поможет защитить национальные рынки от негативного внешнего вмешательства, спекуляций и попыток вызвать искусственный дефицит продуктов питания».
И предложил со временем трансформировать «зерновую биржу в полноценную товарную биржу». А это уже несколько иной масштаб. Ведь на сегодняшний день совокупный ВВП БРИКС равняется 77 трлн долларов. О чём Владимир Путин говорил уже в Рио, сравнивая с ВВП «Большой семёрки», у которой он сейчас – 57 трлн.
В целом же по зерновым лидирует не только наша страна. Россия главный экспортёр пшеницы, тогда как Бразилия, например, экспортирует более 20 % мировой кукурузы. Китай не только производит, но и потребляет огромные объёёмы зерновых. И все эти процессы страны БРИКС хотят вывести из-под хоть и опосредованного, но контроля США и доллара.
Отсюда, кстати, становится понятна резкая реакция Дональда Трампа на саммит БРИКС и его обещание ввести против государств объединения дополнительные торговые пошлины. Дело не только в экономике, но и в глобальном мироустройстве.
О чём, к слову, в своём выступлении говорил и Путин:
«Уходит в прошлое однополярная система международных отношений, обслуживавшая интересы золотого миллиарда. Ей на смену идёт более справедливый, многополярный мир. Всё свидетельствует о том, что модель либеральной глобализации изживает себя, центр деловой активности смещается в сторону развивающихся рынков, что запускает мощную волну роста, в том числе в странах БРИКС».
ИИ ДЛЯ ВСЕХ
Второй важный момент, который прозвучал уже в итоговой декларации саммита в контексте односторонних санкций и нарушения прав человека, – это проблема «цифрового разрыва».
Речь про неравномерный доступ к цифровым услугам как людей, так и целых стран. Если говорить шире, то это ещё и угроза неконтролируемого ИИ. Или контролируемого, причём кем-то потенциально недружественным.
В этой связи глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул:
«Продвигаемые рядом стран келейные инициативы с ограниченным составом „приглашённых“ для продвижения неконсенсусных подходов (в разработке ИИ) чреваты самыми серьёзными последствиями. Крайне опасны и обречены на провал попытки искусственно изолировать суверенные государства от общемировых процессов».
На саммите стороны согласились с разработкой общих принципов, подходов и стандартов использования «искусственного интеллекта». В России, кстати, такие отраслевые стандарты активно внедряются уже несколько лет, и эта инициатива с самого начала также была получила поддержку Владимира Путина.
Под странами с «келейными инициативами», кажется, снова подразумеваются именно США. Дональд Трамп сейчас не только продвигает проект создания целой сети терминалов ИИ в масштабах всей Америки, но и ввёл барьеры и запреты на экспорт ряда компонентов для создания аппаратных комплексов ИИ даже для дружественных США стран.
Ну, и не стоит забывать про кабальную «ресурсную сделку» Вашингтона с нынешним киевским режимом. Ресурсы, которые Украина должна будет поставлять Штатам – это в основном редкоземельные материалы, ключевой компонент для создания материальной основы искусственного интеллекта и нейросетей.
В отличие от западных планов, инициатива БРИКС в том, чтобы сделать стандарты работы с ИИ максимально открытыми, прозрачными и универсальными. Обеспечить равный доступ к этим технологиям для всего «мирового большинства».
Большая цифра уже играет важнейшую роль в жизни всего мира. Россия и БРИКС в целом, в этом смысле, выступают за то, чтобы эти технологии действительно служили во благо. И чтобы пользоваться ими можно было свободно и безопасно.
ЧТО В ИТОГЕ?
Это далеко не все темы, которые были затронуты на саммите. Владимир Путин, например, говорил о глобальных вызовах, о формировании БРИКС как нового миропорядка со своей внутренней логикой и культурой отношений. Про объединение, которое сейчас становится в авангарде новой глобальной политической ментальности. Которая предполагает взаимное уважение к различиям и поиск компромиссов для адекватного и равноправного партнёрства и сотрудничества. Интересно в этом контексте, что Украина, как локальная проблема, практически не упоминалась. В итоговой резолюции БРИКС говорится только про осуждение атак «на мосты и железнодорожную инфраструктуру, преднамеренно направленные против гражданского населения в Брянской, Курской и Воронежской областях». Но тема Украины как таковой, кажется, теряет рейтинг значимости. Это российская локальная проблема, которую наша страна полномерно решает.
А перед БРИКС и глобальным большинством стоят куда более масштабные задачи по формированию нового общемирового будущего.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.