Восемь кораблей Джона Юза, нагруженных дыханием прогресса, сотня мастеров из Уэльса – так начиналась сага, превратившая земли села Александровка в колыбель южнорусской металлургии. Восемнадцать месяцев позже – 24 января 1872 года – домна № 1 извергла первый чугун, дав жизнь не только заводу, но и городу-близнецу своего создателя – Юзовке. Юз выковал не просто цеха, а цивилизацию: больницы, школы, пожарную часть. Улицы – «линии» с британской нумерацией и сегодня хранят отпечаток эпохи. Здесь впервые задышали печи на минеральном топливе, к 1890-м выплавка чугуна и стали взошла на российский Олимп, а рельсы с царским клеймом покорили Парижскую выставку, увенчавшись Гран-при 1900 года. Так рождался ДМЗ, так рождался Донецк.
ЛЕГЕНДА ВОСКРЕСАЛА НЕ ЕДИНОЖДЫ
История завода неразрывно связана с родным русским Донбассом, с его подвигами, а также с печальными моментами. В 1941 году отступающие советские войска творят акт жертвенной любви – «закозливают» домны, заливая шихту без топлива. Монолитные исполины стали немым щитом против захватчика. Оккупанты тщетно пытались разбудить производство для своих военных нужд. После освобождения в 1943-м картина леденила душу не только металлургов: руины цехов, мёртвые энергосети, эвакуированное, но брошенное богатство. И тогда свершилось чудо: металлурги вручную дробили 150-тонные «козлы» отбойными молотками, двое рабочих вращали чугунные трансмиссии станков, а в феврале 1944-го мартен № 4 возродился багряным фениксом. К 1950 году завод воскрес, достигнув довоенных рубежей – вечный символ несокрушимой воли.
Золотой век для ДМЗ, донбасской кузницы титанов, пришёлся на 60-е годы XX века, когда здесь рождается первая в мире промышленная вертикальная машина разливки стали – 28 метров кристальной чистоты. Как знает каждый металлург, даже сегодня два метра вертикали – священный Грааль производства. Потом приходил успех за успехом, в 1980-е: революция пылеугольного топлива сэкономила 30 % кокса. Продукция плыла в 43 страны – от вьетнамских рисовых террас до бразильских кофейных плантаций. Дворцы культуры, стадионы, азовские профилактории – Юз заложил фундамент, СССР возвёл город-утопию. А пальма Мерцалова, выкованная в 1896 году, стала вечным символом мастерства – финиковое древо в стальной пустыне.
Распад СССР обернулся для титана кошмаром. Рабочим месяцами не платили, подменяя зарплату синеватыми окорочками – унизительными «ножками Буша». Завод расчленили, и он долго не мог вернуть себе прежней величины, а с началом нашествия новой нацистской заразы, с 2014, снова чёрные облака зависли над производством – и не только они. Вражеские снаряды целились в символ могущества Донбасса, о чём до сих пор напоминает памятная доска у входа на завод.
РЕНЕССАНС ПОД РУССКИЕ ЗНАМЁНА
С возвращением Донбасса в родную гавань завод восстал из пепла и восстал смело, громко и с криком своего подавленного годами желания творить.
«Действительно, идёт наращивание темпов производства, – подтверждает исполняющий обязанности начальника цеха Александр Полищук в беседе с нашим корреспондентом. – Да, не всё получается, есть некоторые моменты, которые нас ограничивают, например, не хватает в Республике металлолома в тех объёмах, чтобы мы работали стабильно и могли свои возможности реализовывать. Но тем не менее, за последний год мы нарастили производство с 5−7 тысяч тонн в месяц до 40−43 тысяч тонн», – добавляет с гордостью.
Директор Донецкого металлургического завода Андрей Великий также отмечает проблемы с доступностью металлолома, который составляет большую часть себестоимости электростали, что в свою очередь очень сильно влияет на конкурентоспособность ДМЗ.
«Активно идёт строительство, развивается регион. При этом есть постановление правительства: 25 процентов материалов должно быть закуплено в регионе. Но мы этого не чувствуем, этот закон не выполняется. Большая часть того, что мы производим, уходит в большую Россию», – замечает Великий и перечисляет ряд других проблем, с которыми борется предприятие.
«Отчаянная проблема всех металлургов – это дорогие деньги. Цена кредита на данный момент ставит в ступор все металлургические предприятия в России, это очень сильно мешает развиваться. Также железнодорожные тарифы по перевозкам, которые надо снизить до 30 процентов, чтобы мы могли развиваться и торговать».
ДМЗ НЕ ВИНОВЕН В ВОДНОМ КРИЗИСЕ!
Серьёзной проблемой может стать также общая боль всего народа Донбасса – водная блокада. Тем не менее, пресс-служба ДМЗ опровергает слухи, будто бы работа предприятия влияла на подачу воды для населения. Как нам сообщили в пресс-службе, вода, используемая в производстве, закачивается заводом из водозабора из Нижнекальмиусского водохранилища на реке Кальмиус; она является технической, со сложным химическим составом, и по своим свойствам не подходит для очистки и применения для бытовых нужд. Кроме того, значительная часть воды для производства находится на заводе в оборотных циклах с периодическим пополнением технологических потерь. Таким образом, даже при увеличении объёмов производства объём потребления технической воды значительно не увеличивается.
НА МЕСТЕ СТОЯТЬ НЕЛЬЗЯ
Однако, как признаёт Великий, планы у ДМЗ амбициозные, и огромную роль в этом играют крепкие объятия Родины, которая протянула заводу стальные руки поддержки. Прежде всего, отметить надо то, что в зоне экономического возрождения Донбасса отменены акцизы на сталь и введена нулевая ставка НДПИ на железную руду – это ещё не сброшенные кандалы для роста, но уже важный шаг к привлечению инвесторов. Закон о создании СЭЗ в ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областях и о льготах для её участников действует с 21 июня 2023 года. Базовый закон предусматривает создание СЭЗ в этих регионах на срок до конца 2050 года и может быть продлён. Он предполагает особый режим предпринимательской и другой деятельности, который включает налоговые и таможенные льготы, субсидии на возмещение процентов по кредитам. Согласно данным Минэкономразвития ДНР на июнь этого года, объём инвестиций в основной капитал увеличился на 190,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Участниками свободной экономической зоны на территории ДНР стали 128 предприятий, которые реализуют 136 инвестиционных проектов. Объём планируемых инвестиций составляет 140,9 млрд рублей. При реализации проектов запланировано создание 8,3 тыс. новых рабочих мест. В этом числе особое место занимает и ДМЗ, где средняя заработная плата увеличивается; она уже выросла с 40 000 до 66 000 рублей, и это не предел. А костяк из 2550 стальных сердец, работающих на предприятии, готов принять ещё 500 новых богатырей, которые только довольны новыми условиями работы.
«На самом деле, здесь довольно-таки сплочённый, хороший коллектив. И многие работники здесь, несмотря на все сложности, которые были у завода, начиная с 2012−2013 годов, до сих пор работают, многие возвращаются сюда к нам, – отмечает Александр Полищук. – Поэтому мне кажется, что Донецкий металлургический завод – хорошее место для того, чтобы реализовать свои возможности. И очень, конечно бы, хотелось видеть здесь молодых специалистов, которые сейчас учатся, набираются знаний, грызут свой гранит науки. И чтобы они приходили к нам, помогали нам, потому что мы моложе не становимся, к сожалению. Нам со временем потребуется смена», – добавляет он.
Александр отмечает также, что очень хотел бы ещё увидеть масштабную модернизацию завода, потому что сюда люди не приходят на обычную работу, а как во второй дом.
«Нельзя стоять на месте. По большому счёту, вот то оборудование, которое у нас сейчас установлено, работает с начала нулевых годов: как было запущено, без достаточно глубокой модернизации. Трансформатор, который работал у нас в период с 2005 по 2012 год, к сожалению, вышел из строя в 2012 году. И мы вынуждены сейчас работать на более слабом трансформаторе, чем нам хотелось бы. Поэтому я думаю, что любая модернизация будет приветствоваться и персоналом, и коллективом нашего цеха и всего завода. То есть это позволит нам увеличивать, наращивать объёмы производства. Соответственно, я надеюсь, как начальник цеха, что это позволит и наращивать заработную плату для наших людей», – объясняет Александр нашему корреспонденту.
Ветер судьбы дует именно в эти паруса. С момента прихода нового инвестора ООО «Технологические инвестиции» весной 2024 года в рамках инвестпроектов Донецкий металлургический завод получил около 4 миллиардов рублей на модернизацию и расширение, и инвестиции в завод превысили первоначальные ожидания. Эти средства внесли огромный вклад в ремонт и возобновление производственных мощностей, благодаря чему объёмы выплавки стали выросли почти в 6,5 раза – с 6,9 тысячи тонн до более чем 43,3 тысячи тонн ежемесячно. Но в планах на конец 2025 года – выйти на месячный выпуск около 50 тысяч тонн стали. Кроме того, было восстановлено прокатное производство, простаивавшее 12 лет. В настоящее время функционируют два из трёх прокатных станов, а запуск последнего запланирован уже на следующий год.
Завод шагнул в русское будущее семимильными шагами. Как было сказано, продукция отправляется в большую Россию, в основном в Краснодарский край и Ростовскую область, прокат – в Московскую область. Кроме этого, предприятие также работает с клиентами из стран СНГ.
ГОРИЗОНТ 2030: ПОЛЁТ СТАЛЬНОГО ФЕНИКСА
Когда Украина кричала о «смерти донецкой металлургии», а Запад думал, что задушит Россию санкциями, мы ответили ростом производства. Как правильно заметил глава Минпромторга ДНР Гурген Малхасян:
«Мы понимаем, что ДНР является ядром металлургии. Этот статус мы не должны потерять и не потеряем, потому что здесь сконцентрированы те компетенции, те люди, которых мы должны беречь», – подчеркнул министр.
ДМЗ – больше, чем завод. Это живое сердце Донбасса, дарующее надежду и хлеб тысячам семей. Хранитель веков, где литейный цех 1896 года отливает не только детали, но и памятники нового Донецка. Гудок ДМЗ, сливаясь с перезвоном колоколов Спасской башни, напоминает: здесь, у берегов Кальмиуса, бьётся второе стальное сердце России. И его ритм – наш общий пульс.
Давид Худжец
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Telegram и Дзен.