Пока Запад обсуждает санкции, на Востоке проектируют будущее. Подписание меморандума по «Силе Сибири – 2» – это не просто газовый контракт, а краеугольный камень нового экономического союза. Проект, сравнимый по мощности с «Северным потоком-2» навсегда изменит энергетическую карту Евразии в обход западных интересов.
Запад обеспокоен не зря
На саммите Шанхайской организации сотрудничества, который завершился на днях в Китае, многополярный мир обрёл ещё более чёткие очертания. И одним из ключевых элементов этого мира вновь стала Россия. Чем в очередной раз очень обеспокоена западная общественность.
В центре внимания таких изданий, как The Wall Street Journal, оказалась демонстративная встреча президента России Владимира Путина, главы Китая Си Цзиньпина и премьер-министра Индии Нарендры Моди. Помимо этого, встревожило западную общественность и заявление главы КНР о том, что «Дракон и Слон должны объединиться».
Впрочем, отойдя от символики, куда более конкретно про общую стратегию ШОС на пленарном заседании саммита высказался глава России Владимир Путин:
«В рамках ШОС последовательно выстраивается разветвлённая и конкурентоспособная транспортная инфраструктура; растут объёмы автомобильных, железнодорожных и мультимодальных перевозок; налажено тесное таможенное взаимодействие; активно внедряется электронный документооборот.
Полным ходом реализуется одобренная нами в прошлом году стратегия энергетического сотрудничества до 2030 года. Принимаемая сегодня в её развитие профильная „дорожная карта“ нацелена на проведение скоординированной и сбалансированной политики в сфере энергетики на всём пространстве Шанхайской организации сотрудничества».
Эти слова имеют под собой максимально чёткую конфигурацию сотрудничества России с Китаем, Индией и Монголией.
Что касается Индии, то здесь всё лежит на поверхности. С одной стороны, Нью-Дели не поддались на давление США с повышением торговых пошлин и требованиями прекратить торговлю углеводородами с Россией. Индия, к слову, из всех стран ШОС на текущий момент была, наверное, одним из главных партнёров США. Но эти времена, судя по всему, постепенно заканчиваются.
С другой стороны, между Китаем и Индией имеют место очень непростые отношения вокруг ряда спорных территорий в районах Кашмира и Тибета, а именно Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также штата Аруначал-Прадеш. Но демонстративный шаг по возобновлению прямого авиасообщения между Индией и Китаем говорит о том, что этот спор либо отложен на отдаленную перспективу, либо о том, что в нынешних геополитических реалиях признан не самым актуальным.
И, удивительным образом, это решение очень на руку России.
Сложный маршрут для российского газа
Дело в том, что помимо поставок углеводородов в Индию, наша страна наращивает поставки газа в Китай через Монголию. Речь идёт о газопроводе «Сила Сибири» и о проекте «Сила Сибири – 2».
С 2020 года между Россией, КНР и Монголией шёл сложный процесс согласования строительства этого крупнейшего в Евразии, если не в мире, газопровода. Монголия «лавировала». Дело дошло до того, что в августе 2024 года власти этой страны приостановили проект.
Однако на нынешнем саммите ШОС между Россией, Китаем и Монголией был подписан юридически обязывающий (то есть обязательный к исполнению) меморандум о строительстве и «Силы Сибири – 2» и монгольской части этого газового транзита под названием «Союз Восток». Эта магистраль может поставлять 50 миллиардов кубометров газа в год. Для сравнения, мощность «Северного Потока – 2» – 55 миллиардов кубометров в год. То есть по размаху проекты вполне сопоставимы.
Сразу же был подписан и меморандум между «Газпромом» и китайской CNPC. То есть строительство газопровода – это теперь не отдалённые перспективы, а чёткий план, который фактически уже начал воплощаться в жизнь.
И здесь возникает логичный вопрос – а при чём тут территориальные споры Индии и Китая, о которых было написано выше? Дело в том, что, согласно проекту, «Союз Восток» будет иметь выход на территории Китая как раз в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. То есть на тех самых «спорных территориях».
Уж не на эту ли тему Владимир Путин беседовал с Нарендрой Моди «при закрытых дверях» своего «Ауруса» в течение 45 минут?
Экономический коридор
Данный газовый проект – лишь часть глобальной инфраструктуры, которая сейчас строится между Москвой, Пекином и Улан-Батором, о чём речь зашла уже на трёхсторонней встрече лидеров этих стран. «Союз Восток» является одним из проектов так называемого экономического коридора.
Владимир Путин, говоря о перспективах сотрудничества в рамках этой инициативы, подчеркнул:
«Россия искренне стремится к всестороннему развитию взаимовыгодных, равноправных и многоплановых отношений и с Китайской Народной Республикой, и с Монголией. При этом мы считаем важным, чтобы успешное сотрудничество по двусторонней линии дополнялось и обретало новые грани за счёт трёхстороннего формата взаимодействия.
Это вполне естественно, потому что у трёх наших стран много общего. Мы разделяем заинтересованность в совместном развитии политических, экономических и гуманитарных связей. А главное – Россия, Китай и Монголия являются добрыми соседями».
Экономический коридор, в свою очередь, предусматривает более 30 совместных проектов, среди которых одним из магистральных значится новая железная дорога, которая соединит крупнейшие пункты пропуска: «Алтанбулаг» на границе с Россией и «Замын-Ууд» у китайской границы.
Программа развития экономического коридора была принята в 2014 году и с тех пор неоднократно продлевалась. Была она продлена и на нынешнем саммите ещё на пять лет. К тому же «коридор» объединяет российские инициативы и китайский «Один пояс – Один путь». В котором Россия играет важнейшую роль.
Иными словами, речь идёт о формировании нового экономического пространства, где, помимо Китая, Индии и России, особую роль будет играть Монголия. И всё это в рамках ШОС.
Кстати, президент Монголии, Ухнагийн Хурэлсух, в ходе трёхсторонней встречи отдельно отметил:
«Монголия в июне этого года подписала временное соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом».
То есть ШОС в этой истории – только часть глобальной евразийской инфраструктуры. В неё вовлечены и другие межгосударственные альянсы. Всё это способствует тому, что Евразия все более упрочняет свои позиции в качестве важнейшего глобального игрока. Что, естественно, очень напрягает Запад, который куда больше устроило бы наличие перманентных и неразрешимых конфликтов в Азии.
Что в итоге?
Итог саммита ШОС для России очевиден: из объекта западного давления она превращается в одного из ключевых архитекторов новой евразийской реальности. Подписанные меморандумы – это контракты на десятилетия вперёд, которые гарантируют бюджетообразующие доходы и необратимость восточного вектора. Газопроводы «Сила Сибири», экономические коридоры и роль ключевого посредника между Азией – не просто проекты, а новые правила игры. Играть по которым будет уже не Вашингтон, а Москва вместе с теми, кто готов к многополярному диалогу.
Александр ЧАУСОВ, публицист, кандидат исторических наук
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, в Telegram и Дзен.