В живописном уголке Луганской Народной Республики, среди тихих улиц села Чугинки, расположилась уникальная скрипичная мастерская при Свято-Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Это единственное место в России, где монахами вручную создаются высококачественные музыкальные инструменты.
Эти скрипки, начиная от деки, покрытия лаком и заканчивая оформлением декоративных элементов грифа – полностью ручная работа. Даже инструменты для изготовления – это не станки с электрическим приводом, а обычные стамески, рубанки и другой ручной инструмент.
История этого проекта началась много лет назад, когда отец Варфоломей переехал из Луганска в заброшенный посёлок Чугинка, расположенный неподалёку от бывшей границы Украины. Здесь, среди руин разрушенных зданий, постепенно возник монастырь, ставший домом для множества братьев-монахов. Постепенно появилась церковь, благоустроенные жилища и бытовая инфраструктура. Монахи всё строили своими руками, и в этом, как считает отец Варфоломей, нет ничего необычного. Как нет необычного и в том, что со временем появилась скрипичная мастерская.
«Ранее в монастырях создавали книги и писали иконы. Эти виды искусства зародились в монашеских общинах, поскольку иных мест, где подобное могло происходить, тогда не существовало, – объясняет отец Варфоломей. – Например, на Валааме функционировали кожевенные производства, ведь численность братии достигала тысяч человек, и монастыри самостоятельно обеспечивали потребности своих обитателей. Таким образом, существование мастерской – явление традиционное».
Химия звука
Мастерская располагается в просторном двухэтажном здании, внутренние кирпичные стены которого окрашены в ослепительно-белый цвет. Везде висят иконы: прежде чем приступить к работе, монахи просят благословения. На стене мастерской целая коллекция новеньких скрипок: есть альт, полноразмерные скрипки и даже виолончель. Среди уникальных экспонатов имеются отреставрированные скрипки XVII века. Самая старенькая – 1647 года. На рабочих столах аккуратно разложены готовые изделия. Центральное место занимает заготовка будущей скрипки, над которой трудится сам отец Варфоломей.
«Скрипка – это не просто красивая вещь, как картина художника, – делится секретами отец Варфоломей. – Она представляет собой сложный акустический механизм, способный воспроизводить уникальные тембры и оттенки звучания. Создание инструментов является настоящим искусством, которое требует особого мастерства и терпения».
Процесс изготовления инструмента начинается с выбора материалов. Для верхней части используется древесина ели, обладающая уникальной способностью фильтровать звуки, направляя их наружу. Нижнюю часть инструмента изготавливают из клёна – древесины с оптимальной плотностью, способствующей эффективному резонансу. Форма каждой скрипки включает две симметричные половины, производство которых требует точного соблюдения геометрических пропорций, знания физики и химии звука.
Промыслом божьим
Скрипичные мастера утверждают, что каждая скрипка уникальна, словно личность человека. Архимандрит Варфоломей говорит, что завиток инструмента – это своеобразный автограф создателя. Именно эти детали придают скрипке индивидуальность, однако заметить их способен лишь опытный глаз.
Своё стремление к созданию музыкальных инструментов отец Варфоломей объясняет врождённым интересом. Маленького Дениса Кузнецова (так в миру зовут наместника монастыря) родители отдали в музыкальную школу. Его заинтересовал не только инструмент, на котором он играл, но и магия изготовления.
«Меня восхищало, как простая деревянная доска могла стать источником такой волшебной музыки», – вспоминает отец Варфоломей.
Уже в десять лет он начал рисовать эскизы будущих творений, заложив основу для будущей профессии. Сегодня его мастерская известна далеко за пределами родного края.
«Мы делали выставки в Париже и в разных городах. В Австрию возили инструменты, и в Германию, и во Францию. На наших инструментах играют в Луганской, Новгородской и Новосибирской филармониях», – говорит батюшка.
Помимо новых изделий, отец Варфоломей занимается восстановлением антикварных инструментов, сохраняя историю и искусство прошлых эпох. Его подход заключается в постоянном изучении и совершенствовании техники, перенимая опыт лучших мастеров прошлого.
«У нас вот как-то промыслом Божьим каким-то устроилось так, что появилась мастерская, где производятся скрипки, альты, виолончели. Повлиял на это Андрей Андреевич Гребнев – это мастер из Харькова. Один из таких выдающихся мастеров, ещё старой итальянской школы. И в Москве он учился у Дениса Владимировича Ярового. И вот он нам передал свое искусство. Ну, и мы уже там чуть-чуть своего добавили, что-то приумножили. Ну, и таким образом у нас сложилась такая мастерская», – сказал отец Варфоломей.
Каждый созданный инструмент несёт в себе частичку души мастера, выраженную в форме, деталях и звуке. Подобно художнику, создающему картину, отец Варфоломей вкладывает душу в каждую свою скрипку, превращая ремесло в настоящее творчество.
«Сегодня многие мастера музыкальных инструментов остаются самородками, осваивая ремесло самостоятельно. Часто это происходит медленно и неэффективно, порой приводя к ошибочным методикам, исправление которых требует значительных усилий», – объясняет отец Варфоломей.
Именно поэтому он решил создать специальную школу, где молодые таланты смогут учиться у опытных монахов искусству изготовления музыкальных инструментов.
Архимандрит мечтает сделать свою мастерскую центром образования молодых дарований, создавая первую специализированную скрипичную школу в России. Здесь начинающие музыканты смогут изучать основы создания инструментов, научившись использовать вековые традиции и современные технологии.
«Мы хотим предложить такую уникальную возможность каждому желающему, поскольку в нашей стране подобного образовательного центра до сих пор нет, – подчёркивает монах. – Возможно, Луганск станет местом рождения новой уникальной традиции, подарив миру великолепные инструменты, изготовленные руками наших учеников».
Настоятель монастыря верит, что со временем ученики его школы станут известными на весь мир скрипичных дел мастерами. Такими же гениальными, как Страдивари, Амати, Гварнери.
«Луганская земля богата талантливыми людьми, и дай Бог, чтобы их больше и больше появлялось. А мы будем стараться передавать им свой опыт накопленный. Пусть они превзойдут нас в своём мастерстве. Есть у нас такое желание».
В мастерской звучит музыка. Кажется, что скрипка рассказывает о заветных мечтах настоятеля монастыря, архимандрита Варфоломея. Мелодия надежды, веры и любви будет услышана, и своё мастерство батюшка обязательно передаст своим ученикам.
Егор КИЛЬДИБЕКОВ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.