Нобелевская премия мира, словно неприступная крепость, так и не сдалась напору амбиций Дональда Трампа. Несмотря на явное желание, навязчивое давление и даже, по слухам, личные звонки норвежским чиновникам, престижная награда ускользнула из рук американского президента, оказавшись у венесуэльской оппозиционерки Марии Корины Мачадо.
Между желанием и реальностью
Американский президент никогда не скрывал своего стремления к признанию, и Нобелевская премия мира занимала особое место в его «коллекции желаний». Трамп не стеснялся публично заявлять о своей достойности этой высокой награды. После хрупкого перемирия между Израилем и ХАМАС, его надежды вспыхнули с новой силой. Однако, его настойчивость лишь вызвала раздражение и неприятие у членов Нобелевского комитета, которые ценят независимость и не терпят давления.
Решение Нобелевского комитета вызвало споры в экспертных кругах. Агентство Reuters, ссылаясь на источники, близкие к комитету, утверждает, что ключевым фактором отказа Трампу стала его политика, направленная на «разрушение международного миропорядка». По мнению наблюдателей, Трамп своими действиями, такими как выход из международных соглашений, торговые войны и пренебрежение к многосторонним институтам, подорвал доверие к США и стабильность в мире.
«Перед объявлением премии эксперты по присуждению премии говорили, что Трамп не получит ее, поскольку он разрушает международный миропорядок, которым так дорожит Нобелевский комитет», – цитирует агентство слова информированного источника.
Символ борьбы за демократию в Венесуэле
В 2025 году лауреатом стала Мария Корина Мачадо, видный представитель венесуэльской оппозиции, олицетворяющая собой дух сопротивления авторитарному режиму. 57-летняя Мачадо, известная своей бескомпромиссной критикой правительства Николаса Мадуро, в прошлом была депутатом Национальной ассамблеи Венесуэлы и даже баллотировалась на пост президента в 2012 году.
Нобелевский комитет отметил её неустанную деятельность «в защиту демократических свобод в Венесуэле и за её усилия по обеспечению справедливого и мирного перехода от авторитарного режима к демократии». В официальном пресс-релизе комитета особо подчеркивается:
«Мария Корина Мачадо стала ключевой, объединяющей фигурой в политической оппозиции, которая когда-то была глубоко разобщена, — оппозиции, которая нашла общую почву в требовании свободных выборов и представительного правления».
В качестве награды она получит солидное денежное вознаграждение в размере 11 миллионов шведских крон (около 1,2 миллиона долларов).
Навязчивые идеи Донни
Забавно, что на Нобелевскую премию мира претендовал и сам Дональд Трамп. Он даже пытался убедить общественность, что уже остановил семь войн и близок к разрешению восьмой. Однако, настойчивое желание Трампа получить премию, граничащее с одержимостью, вызвало вопросы о его психологическом состоянии. Life.ru пишет, что врач-невролог, даже предположил, что подобная фиксация на престижных наградах может свидетельствовать о нарушениях в когнитивной сфере и указывать на нездоровые амбиции.
«С моей точки зрения, он не понимает, что делает. Например, говорить о мире и бомбить в этот момент ядерные объекты — это просто колоссальная глупость», — подчеркнул невролог в интервью для «Москвы 24».
Не стоит забывать о том, что Норвегия оказалась в крайне деликатной ситуации. Как сообщалось ранее, страна испытывала мощное давление со стороны Трампа в связи с вручением Нобелевской премии. Теперь, после оглашения результатов, вполне вероятно, что Норвегии предстоит столкнуться с негативными последствиями, как в экономической, так и в дипломатической сфере. Ведь, как показывает практика, обиженный американский «гегемон» редко прощает.
Истинная слава и вечное место в истории завоевываются не шантажом и давлением, а реальными заслугами, искренним стремлением к справедливости и защите прав человека. Мария Корина Мачадо своим примером вдохновляет тех, кто борется за демократию и свободу, даже в самых сложных и опасных условиях. А Дональду Трампу, вероятно, стоит пересмотреть свои методы и ценности, если он действительно хочет оставить после себя позитивный след в истории.