«Меня каждый день изображают кем-то вроде Гитлера», – так президент Вучич оправдывает готовность продать Брюсселю все свои боеприпасы. Это не просто жест доброй воли, а стратегический разворот в сторону Запада. Теперь у Москвы есть все основания спросить с Белграда по полной. Эксперты предупреждают: Белград рискует повторить судьбу Януковича, потеряв и российский газ, и поддержку по Косову. Что происходит и чем может закончиться эта балканская игра с огнём – в материале «ДК».
Откровения из Белграда
Излить душу об отношениях с Россией сербский лидер решил немецкому журналу Cicero. Корреспондент поинтересовался у Александра Вучича, не проще ли Сербии прекратить связи с Россией, ведь тогда для страны откроются дверь в ЕС.

Вучич решил себя не сдерживать и рассказал вообще всё. Мол, обрубить связи с Москвой не так-то и просто, ведь потребление газа в Сербии только растёт, а покупает она его именно у России, потому что дёшево. На вопрос, зачем он посетил парад в честь Дня Победы в Москве, Вучич ответил, что «красноармейцы и югославские партизаны объединились, чтобы освободить Белград и Сербию». Да и вообще – он не встречался с президентом Владимиром Путиным в течение трёх лет и трёх месяцев после начала СВО, хотя до начала конфликта на Украине «встречался с ним как минимум три раза в год».
«Мы осуждаем нападение России на Украину, и я считаю, что мы вели себя действительно справедливо. Но я был обязан присутствовать на этом мероприятии. Но из уважения к Украине мы не выступали на Красной площади ни с солдатами, ни с военной техникой», – отчитался сербский лидер.
Затем он перешёл в атаку и призвал журналистов спросить Владимира Зеленского, какая балканская страна оказала Украине наибольшую помощь. Здесь Вучич гордо подчеркнул, что Сербия продолжает стремиться в Евросоюз, члены которого, к слову, признают независимость Косова – часть его собственной страны, отколотой при поддержке Брюсселя.
Кому боеприпасы?
Вучич напомнил о провокации режима в Приштине (столице Косова. – Прим. ред.), но подчеркнул, что Белград на них не ведётся.
«Это наш вклад в европейскую безопасность. Мы никогда никого в Европе не подвергали опасности. Напротив, наши склады полны боеприпасов, и мы производим больше, особенно миномётных снарядов. Мы производим больше боеприпасов, чем Франция. Хотя я не хочу, чтобы меня считали человеком, который постоянно снабжает воюющие стороны боеприпасами, боеприпасы необходимы в Европе. Поэтому я предложил нашим друзьям из ЕС заключить с нами договор купли-продажи и забрать всё, что у нас есть», – выпалил президент.
Журналист поинтересовался, можно ли в таком случае использовать эти боеприпасы на Украине.
«Покупатели могут делать с ним всё, что захотят. Нам просто нужен долгосрочный контракт, чтобы мы могли планировать. Я всегда говорил, что Сербия нейтральна в военном отношении. Но мы абсолютно готовы сотрудничать с европейскими армиями», – заявил Вучич.
Правда, уточнил, что пока что Брюссель на предложение не ответил.
После этого президента Сербии прорвало – рассказал, что его, мол, сравнивают с Гитлером и вообще не любят.
«Меня каждый день изображают как своего рода Гитлера. И потом, всегда утверждается, что у нас в Сербии авторитарный или автократический режим», – пожаловался он на бюрократов из ЕС.
Дальше – больше. Вучич признался в арестах людей, якобы готовивших «тренировочные лагеря для подготовки пророссийских сил к беспорядкам после выборов в Молдавии».

Не забыл, конечно, упомянуть и про любовь к России – правда, в тесной связке с поставками дешёвого газа и освобождением Сербии во время Второй мировой войны.
В Кремле предупреждали
Ранее в Службе внешней разведки (СВР) сообщали о наращивании Сербией экспорта военной продукции на Украину. Во многом это стало возможно «за счёт использования опосредованных схем доставок», уточняли в ведомстве.
Вучич отреагировал на заявление СВР. Он рассказал, что распорядился приостановить действие контрактов при любом подозрении на поставки сербского оружия на Украину.
Позже вопрос прокомментировали в Кремле. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявлял: Россия рассчитывает, что Сербия примет меры, если информация подтвердится.
«Эта тема поднималась в ходе наших контактов с сербскими друзьями. Определённые разъяснения и гарантии были даны нашими сербскими коллегами. Мы рассчитываем на то, что это будет и есть именно так», – отмечал Песков.
Позже Вучич жаловался на оказываемое на Сербию давление в связи с поставками оружия, а в начала ноября, по сути, встал на сторону ЕС.
Балканский расчЁт
Как рассказал «ДК» политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо, за заявлением Александра Вучича стоит колоссальное давление со стороны ЕС. По его словам, Еврокомиссия во главе с Урсулой фон дер Ляйен давно добивается от Белграда присоединения к антироссийским санкциям.
Сербия сопротивлялась этому шагу, но теперь, отметил эксперт, европейцы нашли иной способ вовлечь Белград в антироссийскую политику – через военные контракты.
«Продажа сербских боеприпасов без учёта того, куда они попадут, – это фактический отказ от нейтралитета, который Вучич провозглашал все последние годы. По сути, Белград становится частью европейской военной системы, пусть и косвенно», – подчеркнул Мезюхо.
По его мнению, Сербия злоупотребляет пониманием Москвы, которая осознаёт ограниченность сербского суверенитета, но не бесконечно готова закрывать глаза. Потеря доверия может обернуться экономическими и дипломатическими последствиями – от пересмотра энергетических условий до ослабления российской поддержки Белграда в вопросах Косова и Боснии.

Что дальше?
«Александр Вучич рискует повторить судьбу Виктора Януковича», – предположил Иван Мезюхо.
Он отметил, что президент Сербии оказался в крайне уязвимом положении: внешнее давление растёт, внутри страны усиливаются протестные настроения, а попытки сохранить баланс между Москвой и Брюсселем превращаются в опасный политический эксперимент.
Собеседник «ДК» подчеркнул, что Москва до сих пор с пониманием относилась к особенностям сербской позиции, но продажа боеприпасов в Европу, которые могут оказаться на Украине, уже воспринимается как антироссийский шаг.
«Такая линия провоцирует Россию на ответные действия – экономические и политические. Последствия могут быть болезненными как для сербской экономики, так и для самого Вучича. В случае обострения он, возможно, попытается искать убежище в России, но, если доверие будет утрачено окончательно, этот путь может оказаться закрытым», – добавил Мезюхо.
Предложив продавать боеприпасы европейцам, в том числе для поставок ВСУ, Вучич фактически встал на сторону Украины. Однако это не сделало ЕС лояльнее: Брюссель по-прежнему считает Сербию недостойной для вступления в Евросоюз и продолжает давление на её руководство. Выиграв от заключения военных контрактов, Вучич рискует потерять не только доступный российский газ, но и утратить поддержку РФ во многих других вопросах, включая принадлежность Косова.
Антон ЧЕРНУХИН
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.































 















