Инженер – базовое, образующее звено технологической цепочки, ведущей государство к экономическому лидерству. Как эту цепь сделать неразрывной от школы до производства, найти будущую элиту за партой и сделать из неё ведущих специалистов промышленной отрасли? Ответы на эти вопросы «ДК» искал на VIII Международной научно-практической конференции «Современная мировая экономика: вызовы и реальность», прошедшей в Донецке.
БЕСШОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
За форматом этого научного форума скрывалась принципиально новая реальность: ДонНТУ уже сегодня выстраивает образовательную модель, призванную стать драйвером не только восстановления, но и технологического рывка Донбасса и Тавриды. Её стержень – концепция «бесшовного образования», напрямую связывающая школьника, студента и будущего работодателя. Как? Очень просто.
«Донбасс был сердцем России, и здесь готовились высококвалифицированные инженерные кадры. Сейчас перед ДНР стоит задача сформировать замкнутый цикл – подготовить специалиста, начиная уже со школы и заканчивая докторами наук. Мы привлекаем в данные мероприятия и проводим так называемые циклы – в ноябре у нас проходила конференция, в которой принимали участие и учащиеся школ, и учащиеся техникумов, и начальные курсы университетов. А сейчас уже проходит международная конференция с руководящими кадрами Республики, в том числе. То есть это практики. Выступали и ректоры вузов, в том числе и нашего – Аноприенко Александр Яковлевич», – делится стратегией развития «бесшовного образования» в ДНР завкафедрой международной экономики и маркетинга ДонНТУ Людмила Шабалина.

НЕ АБСТРАКТНО, А КОНКРЕТНО
Знакомство детей с обучением в вузе и профессией, начиная со школьной скамьи, – это возможность помочь ребёнку сделать правильный жизненный выбор. Когда в 10-м или 11-м классе будущий абитуриент получает возможность общаться со студентами и своими будущими преподавателями и даже работодателями, он начинает видеть профессию и путь в ней совершенно иначе: уже не абстрактно, а конкретно. В какой-то степени, может быть, даже гарантированно понимать, куда он пойдёт на практику, а в дальнейшем и на работу. Какой это будет оклад, возможности карьерного роста и условия труда.

Эта работа вышла за рамки лекционных аудиторий. Ключевой площадкой стал центр «Мой бизнес», а точнее – новое для Донецка пространство «Точка кипения». Именно здесь, как рассказала Эллона Полякова, доцент кафедры международной экономики и маркетинга и координатор общероссийской организации «Лига преподавателей высшей школы» в новых регионах, проходят акселерационные программы и защита проектов.
«С ноября 22-го года я провожу работу по программе „Инженерные классы“. Это работа с учащимися школ Донецка, Мариуполя, Макеевки. На сегодняшний день к этому направлению уже присоединились школы Херсонской и Запорожской областей. Через проектную работу мы даём ребятам практические навыки. Ребята защищают свои проекты перед комиссией, проходят отбор. На основании этой работы они получают запись в аттестате, что они прошли курс „Индивидуальный проект“. Это засчитывается при поступлении в университет», – отмечает Эллона Полякова.

Довольно серьёзная и чувствительная задача – это интеграция в образовательное пространство России школьников и абитуриентов из Херсонской и Запорожской областей. Университет признаёт разницу в подготовке и активно работает над её нивелированием.
«Дети Донецка и Макеевки с 2014 года обучались абсолютно по новым стандартам академического сообщества Российской Федерации. Дети Мариуполя с 22-го года обучаются по этим программам, и даже сами руководители учебных заведений отмечают: программы настолько прогрессивные и яркие, что дети развиваются намного лучше и быстрее усваивают материал. И в Херсонской, и в Запорожской области тоже стремятся подтягивать образование до этих стандартов. Мы создаём равные условия для всех ребят, и для этого попросили наших коллег из Херсонского технического университета оказывать менторское сопровождение – дополнительно обучать детей по заданным направлениям. То есть мы начали полноценную работу и наладили взаимодействие между педагогами школ и преподавателями вузов. Всё это – ради подготовки востребованных и высококвалифицированных кадров», – рассказывает суть концепции Эллона Полякова.

По словам Эллоны Ильиничны, сильная экономика задаёт тренд и потребность в инженерном образовании, и если мы претендуем на международное технологическое лидерство, то обязаны уделить особое внимание подготовке кадров.
«Бесшовное образование – это тот уровень, который задал нам как задачу президент Владимир Владимирович Путин 6 февраля 2025 года. Он сказал, что все уровни образования обязаны перейти на „бесшовное образование“. Что это значит? Должна быть цепочка школа–университет–индустриальный партнёр. Поэтому школьники на наших мероприятиях имеют возможность коммуницировать со студентами. Но мы пошли дальше этого. Так, 19 ноября на нашем мероприятии был представитель ЮГМК из Москвы, который подтвердил твёрдую заинтересованность в подобных проектах. И более того: они сами будут предлагать тематики, по которым ребята должны будут делать свои проекты. Подобная работа также будет проводиться с концерном „АСКОН-Волга“. Они берут на себя обязательства подготовить кейсы для ребят, где они бы делали задачи в компьютерном программировании».
КАДРЫ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Восстановление промышленности в регионе формирует беспрецедентный спрос на молодых специалистов. «Последние два года наблюдается прирост абитуриентов, – говорит Людмила Шабалина. – Возвращается население, открываются различные заведения для активизации деятельности студентов, школьников».

Связь с предприятиями перестала быть абстрактной.
«Сейчас очень много писем приходит с предприятий с предложениями по прохождению практики, по приглашению на работу, потому что оживляется производство, – делится Шабалина. – Например, Харцызск нам пишет, у них канатный завод. Ясиноватский машиностроительный – там ребята работают уже молодые, достигли результатов инженерами».
По её словам, заработная плата выпускников уже практически достигла уровня соседних российских регионов, таких как Ростовская область.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Выступление ректора ДонНТУ Аноприенко на конференции задало высокую планку и глобальный контекст всей этой работе. Он говорил о восстановлении технологического лидерства России, о роли инженерных кадров как основного индикатора мощи страны. Эта мысль напрямую перекликается с практической деятельностью вуза. Новая модель образования даёт возможность стратегического перехода от классического учебного заведения к интеграционному хабу, звену цепочки школа–университет–индустриальный партнёр.

Диплом на полочку – вчерашний день. Нужен новый подход к образованию, и он уже внедряется.
Ринат Айгистов















































