Стереотип о Москве как о городе «белых воротничков», глянцевых бизнес-центров и бесконечных кофеен только от части правдив. Сегодняшняя столица — это крупнейший в России индустриальный узел, где за фасадами современных кластеров круглосуточно куется оборонный заказ.
Подтверждением этого стал указ президента РФ Владимира Путина от 16 февраля 2026 года, согласно которому мэр Москвы Сергей Собянин включен в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. Это решение юридически закрепило статус города как стратегического штаба ВПК. Поскольку Москва не просто помогает фронту, а реально задает новый стандарт.
БАС и «Руднево»: Сердце беспилотной авиации

Главный проект Москвы в сфере ВПК — это Федеральный центр беспилотных авиационных систем (ФЦ БАС) в индустриальном парке «Руднево». Это не абстрактная площадка, а работающий конвейер, где производится все — от малых FPV-дронов-камикадзе до тяжелых разведывательных систем вертолетного типа. Здесь же собирают и тестируют различные компоненты (двигатели, контроллеры и корпуса).
Еще одно «ноу-хау» — это московская разработка программно-аппаратного комплекса для управления БПЛА (ПАК «Автопилот БАРСУК) позволяет автоматизировать полет и минимизировать влияние человеческого фактора в сложных метеоусловиях.
Также в Москве производятся специализированные БПЛА с блоками машинного зрения (например, проект «Охотник»), способные в автоматическом режиме идентифицировать и таранить вражеские дроны.
В феврале 2025-го еще здесь открылся крупнейший в РФ летно-испытательный комплекс. Дроны «обкатывают» в условиях, максимально приближенных к боевым, прямо на месте. Но ставки делают не только на технику, но и самих операторов.
Москва полностью финансирует базу для подготовки операторов БАС. Пропускная способность — до 5000 бойцов в год. Бойцов привозят сюда из зоны СВО для переобучения на новые отечественные модели, в том числе с помощью симулятора EDDRON Plus и и прочих ПАК. Это полноценный учебный хаб, где военные отрабатывают физически достоверную модель полета перед отправкой «на ленточку».
Зеленоградский щит: Микроэлектроника

Современный ВПК невозможно представить без чипов. Пока Москва является единственным в России регионом, который способен выпускать их серийно. Столица, по сути, закрывает критические потребности в «железе» через ОЭЗ «Технополис Москва», что находится в Зеленограде.
Например, МИЛМ (Московская испытательная лаборатория микроэлектроники) запускается в 1-м квартале 2026 года в Алабушево. Это первая в России лаборатория для сертификации и анализа химических материалов и ЭКБ (электронной компонентной базы). В дальнейшем позволит избавиться от зависимости от западных тестов и гарантирует, что электроника в ракетах и системах связи не откажет из-за бракованных материалов.
Такие заводы, как «Микрон» и площадки «НМ-Тех», выпускают контроллеры для систем навигации и управления. Например, устройства серии «Комета» — это малогабаритные защищенные навигационные блоки для снарядов и БПЛА. Они игнорируют сигналы вражеского РЭБ, позволяя технике ориентироваться по ГЛОНАСС даже под «глушилками».
Также здесь можно упомянуть и про новейшую систему радиоэлектронного подавления от предприятия «НацИнфоБез» — «Двина-100М». Она «гасит» частоты управления FPV-дронов в радиусе прямой видимости. И радарный комплекс «Азимут», который «видит» дроны, даже если они работают в режиме радиомолчания.
Инновации «на земле»
Москва активно внедряет разработки, которые рождаются из запросов реального боя. Таким образом появились антидроновые сети с эластичной нитью — это разработка 2025–2026 годов. В отличие от жестких сеток, московские изделия используют сложную вязку с эластичными нитями, которые «гасят» инерцию дрона, не давая кумулятивной струе сработать в нужной точке. Проще говоря, такая сеть не просто останавливает дрон, а «пеленает» его, не давая сработать детонатору.
Противоосколочные маты или многослойный композит — это тоже новинка 2026 года. Используются они для защиты техники от взрывов рядом. Состоят из огнеупорной ткани и слоев баллистического материала, схожего с тем, что идет на бронежилеты.
Также в столице выпускают двусторонние маскировочные плащи «Смена». Они адаптированы под изменчивую погоду. С одной стороны — «грязная зима», с другой — весенняя «зеленка». Используются спецматериалы, которые снижают тепловой след бойца, что обеспечивает защиту от тепловизоров.
Отметим и Московский инновационный кластер (МИК), который спонсирует еще более изобретательные стартапы, а именно выпуск детекторов дронов. Уже широко известно про модель «Булат». Это компактные носимые устройства, которые производятся в Москве. Они обнаруживают дроны противника на расстоянии до 1,5 км и заранее предупреждают бойца сигналом.
Тяжелый ВПК и инфраструктура
Москва — это не только гаджеты, но и «старая школа» на новых рельсах. Так, ММП имени В.В. Чернышева производит комплектующие для двигателей истребителей МиГ-29 и МиГ-35, которые активно задействованы в СВО. Завод «Метровагонмаш» (Мытищи/Москва) выпускает гусеничные шасси для зенитно-ракетных комплексов «Тор» и «Бук». А Московские предприятия холдинга «Швабе» производят высококлассную оптику — ночные прицелы и лазерные дальномеры.
Тактическая медицина тоже не отстает. Компания «Медплант» и другие столичные резиденты производят инновационные жгуты-турникеты и портативные аппараты ИВЛ, адаптированные для работы в условиях артобстрелов.
Таким образом Москва и перестала быть просто «заказчиком», она стала индустриальным драйвером. Городской бюджет и технопарки позволяют быстро масштабировать частные разработки волонтеров и инженеров, воплощая их самые смелые идеи — от экзоскелетов до интеллектуальных систем распознавания «свой-чужой», а также от выращивания кристаллов в Зеленограде до сборки дрона в Руднево и обучения оператора там же.
Екатерина СОРОКОВАЯ
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, Telegram и в МАХ.
















































