Помните сказки про Курочку Рябу и про репку? Когда дед бил – не разбил, баба била – не разбила? И когда тянут-потянут, вытащить не могут? А стоило подключиться к делу маленькой мышке – и яичко вдребезги, и корнеплод в земле не удержался. Ситуация, когда соломинка переломила хребет навьюченному верблюду, повторилась и в европейской энергетике. Страны Европы много лет делали всё, чтобы, в конце концов, оказаться в нынешнем газовом кризисе из-за шантажа украинского нелегитимного.
В сетях глобализма
Старушку-Европу погубила собственная прагматичность. Европейцы умеют и любят считать деньги, поэтому начавшаяся в 1960-е годы масштабная газификация континента была вызвана именно тем, что газ дешевле и выгоднее в использовании, чем уголь. В результате за пару десятилетий была практически разгромлена угольная промышленность на континенте. Читатели постарше помнят, как «железная леди» Тэтчер безжалостно подавила шахтёрские протесты против закрытия одного из последних оплотов отрасли в Европе.
С неменьшим прагматизмом европейский капитал продавил сделку «газ–трубы» с Советским Союзом, названную «контрактом века». Дешёвые углеводороды из Сибири и Средней Азии живительным потоком хлынули в западноевропейскую экономику, отходившую после потрясения нефтяным кризисом 1973 года. А после распада СССР выкачка энергоносителей Западом приобрела поистине хищнический размах.
Помимо этого, европейцы всерьёз озаботились экологической повесткой, причём отнюдь не из любви к природе. Глобальное потепление невыгодно, прежде всего, энергетикам. Из школьного курса физики известно, что чем выше температура окружающей среды, тем ниже КПД тепловых электростанций, составляющих ныне основу всей генерации. Падает КПД – повышается потребление топлива. Хорошо, если уран, уголь, нефть и газ – свои, а если привозные?
Кроме того, традиционная энергетика, как и традиционная индустриальная экономика в целом, очень мешает глобалистскому капиталу по причине того, что является основой государственного суверенитета. Отсюда лоббирование борьбы с углеродным следом, отсюда дотирование заведомо невыгодных проектов и развития нерентабельных в данный момент технологий. Например, замены нефти биотопливом из рапсового масла, которое дороже бензина. Или постройки ветряных и солнечных электростанций: и те, и другие имеют крайне низкий КПД, а также вырабатывают электричество тогда, когда в нём меньше всего нуждаются. И это при том, что «зелёные» технологии не такие уж и экологичные. Рапс сильно истощает землю, ветрогенераторы создают инфразвуковые колебания и электромагнитные излучения, изгоняющие из окрестностей птиц, поедающих вредителей.
Пошатнувшийся баланс
Поставки российского газа через территорию Украины в Европу прекратились 1 января этого года. Согласно официальной версии, истёк пятилетний контракт на поставку через ГТС Украины, несмотря на наличие долгосрочных соглашений между «Газпромом» и его покупателями на Западе. Главной же причиной стал отказ Киева продлевать контракт, что аннулировало юридическое обоснование транзита газа по украинской территории.
Финансовые потери от прекращения поставок газа через Украину для России составили около пяти миллиардов долларов, Киев потерял около миллиарда долларов, ранее зарабатываемых на транзите. Европа недополучит 15 миллиардов кубометров газа в год, что даже меньше объёма, прокачиваемого по «Турецкому потоку». И совсем капля в море на фоне годового общеевропейского потребления, составляющего 500 миллиардов кубометров.
В энергетическом балансе мелочей нет и быть не может. Достаточно вспомнить один печальный урок истории. После Великого отступления 1915 года Россия потеряла Домбровский бассейн в Царстве Польском, ежегодно дававший семь миллионов тонн угля, в то время как годовая добыча в Донбассе была в три с половиной раза больше. Буквально спустя несколько месяцев в стране разразился топливный кризис, вслед за которым последовал транспортный коллапс, нарушивший снабжение продовольствием крупных городов. Думаю, излишне говорить, каким социальным взрывом всё это окончилось.
Понятно, что свято место пусто не бывает: и Европа, и Россия так или иначе найдут выход из этой ситуации, а вот проигравшей останется Украина. Но для Зеленского такой шантаж – это способ выиграть время: в его ситуации каждая минута дорога. Ну а если не удаётся запугать европейцев, можно раздавать обещания направо и налево.
Например, 7 февраля на брифинге представитель МИД Украины заявил, что Киев работает над реализацией проекта поставок азербайджанского газа в Европу. Несколькими днями ранее Владимир Зеленский на совместной пресс-конференции с президентом Молдавии Майей Санду заявил, что обсуждал с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым транзит газа из Азербайджана в Европу через территорию Украины с использованием имеющихся мощностей ГТС. Но данная ситуация хорошо описывается поговоркой «Пока солнце взойдёт – роса очи выест!» Ведь проложить газопровод из Азербайджана на Украину через Грузию или Турцию по дну Чёрного моря займёт несколько лет. И всем понятно, что Зеленский таким запасом времени не располагает.
Александр ДМИТРИЕВСКИЙ