14 февраля мы отмечаем 82-ю годовщину освобождения Ворошиловграда (ныне – Луганска) от немецко-фашистских захватчиков. Операция «Скачок» стала началом конца для гитлеровцев и их цепных псов – украинских националистов. С этого исторического дня началось освобождение Донбасса, Украинской ССР и всего Советского Союза.
Сценарий истории
Для начала немного истории о российских корнях Луганщины. В 1795 году Екатерина II издала указ об основании первого на юге Российской империи казённого чугунолитейного завода. Предприятие было построено в долине реки Лугань шотландцем Чарльзом (Карлом) Гаскойном. Строители и рабочие завода поселились в посёлках Каменный брод и Вергунка, на основе которых и возник Луганск. Посёлок вокруг завода начал стремительно разрастаться. К 1938-му году Ворошиловград стал крупным промышленным и культурным городом, областным центром.
С началом Великой Отечественной Ворошиловград работал на фронт, на Победу. На его фабриках и заводах производили абсолютно всё, начиная от обмундирования и заканчивая боеприпасами. Благодаря трудовому подвигу ворошиловградцев удалось эвакуировать в тыл порядка 150 производств, почти всю сельскохозяйственную технику и немалые запасы продовольствия.
17 июля 1942-го город оккупировали немецко-фашистские захватчики, рвавшиеся к донбасскому углю, металлу – так необходимым для германской промышленности.
Далее всё пошло по «классическому» фашистскому сценарию: жестокие расправы над жителями города, «новый порядок», массовый угон мирного населения на каторжные работы в Германию. Ворошиловград стал относиться к Рейхскомиссариату Украина.
Уже 18 июля 1942 года у входа в кинотеатр «Безбожник» (позже – «Салют») оккупанты установили репродуктор, из которого зазвучали приказы и правила немецкой комендатуры, а также антисоветская лживая пропаганда.
В городе на столбах немцы расклеили карикатуры на лидеров антигитлеровской коалиции, распространяли плакаты, нарочито демонстрирующие, как хорошо живёт Германия.
Как оно, «Жити по-новому»
На второй день немецко-фашистской оккупации ворошиловградцы вдруг стали «украинцами». В том, что они – не русские, а борющийся за «незалежность» украинский народ, люди узнали из оккупационной газеты с шаблонным названием «Жити по-новому». Из номера в номер в дешёвеньком во всех смыслах нацистском издании описывались «доблестные победы Великой немецкой армии», сообщалось о сносе памятников и переименовании улиц, героизировались преступления оккупантов. И всё – обязательно на украинской «мове». Целью нацистского идеолога Розенберга было «разумно и целеустремленно поддержать стремление к свободе всех народов, выделить из огромной территории Советского Союза государственные образования (республики) и организовать их против Москвы…»
Через десятки лет, потерпев поражение во Второй мировой войне, коллективный Запад взрастил националистическую раковую опухоль – Украину, чтобы достичь цели, которую не удалось воплотить в жизнь гитлеровцам и их прислужникам – украинским националистам. К слову, в 2014-м предвыборный лозунг кровавого укропрезидента Порошенко призывал народ «Жити по-новому». По сути, это было признанием, что фашизм пустил корни. Но украинцы этого не поняли…
Вернёмся к газете. Выходила «Жити по-новому» трижды в неделю тиражом десять тысяч экземпляров. Редактором этого фашистского издания был изменник Родины, бывший профессор Ворошиловградского пединститута Максим Бернацкий. 2 марта 1945 года он получит возмездие за свои преступления: Военный Трибунал войск НКВД Ворошиловградской области приговорит М. И. Бернацкого к расстрелу. Во время оккупации Ворошиловграда этот предатель-интеллигент погубил не одну человеческую жизнь.
Нацистские облавы: от прошлого к настоящему
Никто из местных жителей не соглашался уезжать из родного города в «цветущую» Германию. Немцы и украинские полицаи устраивали облавы, вылавливая людей на улицах, вламывались в дома, загоняя трудоспособное население в эшелоны, идущие в фатерлянд. Фашисты угнали в Германию порядка 80 тысяч жителей Ворошиловградской области. Домой вернулись немногие…
Пишу об этом, а перед глазами возникает картина, как подобным образом в современной Украине, за свободу которой отдали жизнь миллионы советских граждан, отлавливают людей и загоняют на войну гитлеровские идейные последователи – ТЦК и иже с ними…
Ворошиловградцы и в оккупации, под угрозой смертной казни сражались с врагом. На захватчиков наводило ужас партизанское движение. Бесстрашные мстители устраивали на предприятиях саботаж и диверсии. За всё время оккупации фашисты так и не смогли толком запустить ни одного предприятия, ни одной шахты.
Священное 14 февраля
Сталинградская битва, переломившая ход Великой Отечественной войны, положила начало освобождению Ворошиловграда и Украинской ССР. Практически без оперативной паузы Юго-Западным фронтом были одна за другой проведены две наступательные операции – Острогожско-Россошанская и Ворошиловградская («Скачок»). 29 января 1943-го генерал Николай Ватутин, командующий фронтом, начал наступление. Перед бойцами Красной армии была серьёзная преграда – Северский Донец, пятая по величине река Украины. Воевали против красноармейцев элитные немецкие формирования – дивизия СС «Рейх» и знаменитые егерские подразделения. В подкрепление им были приданы венгерские части и итальянская дивизия «Равенна».
Под шквальным огнём противника, с большими потерями красноармейцы форсировали Северский Донец в трёх местах.
Ночью 13 февраля немцы, отступая, начали подрывать так и не пущенные в работу предприятия, городские коммуникации. А на рассвете 14 февраля Красная армия начала штурм Ворошиловграда.
После непродолжительной артподготовки 59-я гвардейская, 279-я и 243-я стрелковые дивизии ударили по врагу одновременно с юга и востока. К концу дня Ворошиловград был освобождён.
Он стал первым областным центром Советской Украины, освобождённым от немецко-фашистских захватчиков. Уже через месяц разрушенный город дал первый уголь Родине. А через четыре года Ворошиловград превысил довоенный уровень производства.
Эта святая донбасская земля до сих пор подвергается обстрелам со стороны нынешних украинских фашистов. И каждый, кто живёт здесь, знает: «Победа будет за нами!» И обязательно будет новый «Скачок» – скачок украинских неонацистов в безвременье.
Елена ФЕСЕНКО