На фотографии, которую вы видите – декорации к детскому спектаклю. Скоро начнётся репетиция. На сцене Луганского академического театра кукол четверо мужчин. Их вклад в Победу, верой в которую живёт вся Россия, не меньше, чем каждого солдата и офицера, которые сейчас на передовой. Главный режиссёр театра, народный артист ЛНР Валерий Середа, заслуженный артист ЛНР Юрий Нетруненко, актёры Никита Якунин и Алексей Перешивайло.
– Для меня война началась задолго до СВО, в тот момент, когда горели люди в Доме профсоюзов в Одессе, – начинает свой рассказ Валерий Середа. – Именно тогда я понял, что в Украину пришёл самый настоящий фашизм и нас, жителей пророссийских регионов, будут планомерно уничтожать. Поэтому, когда в 2022 году была объявлена всеобщая мобилизация, я совершенно осознанно пошёл в военкомат. Понимал, что и по состоянию здоровья, и по возрасту, да и по умению обращаться с оружием я буду не очень хорошим солдатом, но надеялся, что где-то смогу пригодиться.
Он начал свой воинский путь на позициях недалеко от Попасной. Кровавые бои за этот город продолжались несколько месяцев. Мощный укрепрайон, который выстраивали здесь украинские формирования на протяжении восьми лет. Войска продвигались здесь метр за метром. Многие из наших бойцов не вернулись с поля боя.
– Безусловно, было страшно. В первую очередь пугала неизвестность, не было уверенности в том, что смогу быть полезным. В армии служил давно, боевого опыта не имел, здоровьем не блистал. Просто была уверенность, что я там нужен, – говорит главный режиссёр ЛАТК.
Всё это время рядом с Валерием Середой был его давний друг, коллега, а теперь ещё и боевой товарищ – Юрий Нетруненко. Он, как и многие в начале СВО, не остался безучастным. И, так получилось, оказался в одном блиндаже со своим театральным руководителем.
– Самым неожиданным, наверное, было то, насколько разношёрстной была команда людей, с которыми я попал в одно подразделение. Возможно, в обычной жизни, вот так сразу и со всеми найти общий язык было бы сложно. Но во время боевых действий каждый из нас понимал, что мы – команда, что мы прикрываем спины друг друга, что в бою не важно, кем ты был тогда, в мирной жизни, – рассказывает заслуженный артист ЛНР Юрий Нетруненко.
Актёры-кукольники, чьими руками творилась сказка на сцене театра, теперь в этих же руках держали оружие и прикрывали спины друг другу. Валерий Середа получил позывной «Дядька». Он был самым возрастным на позициях. К тому же, с руководящим опытом. Занимался обустройством быта, даже засадил рядом с блиндажом небольшой огород, чтобы не надеяться только на передачи из дома и снабжение армии.
– На позиции в первые дни вообще всё было непонятным – многие из нас были не подготовлены к выполнению боевых задач, учились уже по ходу. В подразделении находились бывалые воины, которые делились с нами своим опытом. Начиная от ухода за оружием и заканчивая применением его. Но на войне быстро учатся – так было и с нами, – продолжает свой рассказ Валерий Середа.

Позже по состоянию здоровья и Валерий Середа, и Юрий Нетруненко были вынуждены вернуться к мирной жизни. В это время где-то под Лисичанском служили два товарища, два связиста. На тот момент ещё студенты Академии им. Матусовского 20-летние мальчишки, юношескую наивность которых стёрла война, – Никита Якунин и Алексей Перешивайло. Им тоже пришлось пройти через все тяготы и лишения, но сейчас в один голос ещё совсем юные мужчины заявляют – ни о чём не жалеют. Наоборот, научились любить жизнь по-настоящему.
– Я изменился, правда, мир остался прежним. Стал находить радость в мелочах: в чашке горячего чая, в дуновении прохладного ветра, в том, что сегодня ярко светит солнце. Мне это дало толчок для саморазвития. Начал снимать фильм, он почти завершён. Думаю, что всё идёт именно так, как должно. Необходимо просто жить, любить всех и всё, что тебя окружает, – говорит Алексей Перешивайло.
Его первая мысль была – спрятаться, отсидеться, просто дождаться Победы. Но быстро понял – он должен быть в числе тех, кто эту Победу приближает. Конечно, страшно. Конечно, понимал, чем рискует, когда берёт в руки оружие. Но Алексей уверен, это долг каждого мужчины – защитить свою Родину. Тем более, когда рядом с ним встали и друзья, позже ставшие боевыми товарищами.
– Когда начались первые военные действия на моей родной земле, мне было всего 14 лет. Естественно, в таком возрасте у меня не было никакого понимания, что происходит. Да и родители как-то пытались меня оберегать от всего происходящего. Поэтому лично для меня война началась в феврале 2022 года, когда я отправился защищать свою родную землю и близких, – рассказывает Никита Якунин. – Страх, естественно, присутствовал. Но, знаете, с таким юношеским максимализмом. Думал, будь что будет, но я, в первую очередь, иду защищать свой родной край, то место, где я живу, свой родной дом. Не знал, что меня там ждёт, но хотелось скорее понять, чему меня этот путь научит. Поэтому желания уехать или спрятаться у меня не было.

Они прошли свой боевой путь, в числе первых вошли в крупные города Луганской Народной Республики – Лисичанск, Рубежное, Северодонецк. Можно сказать, были на передовых рубежах борьбы с поднявшим голову нацизмом в украинском его проявлении. Позже, когда ЛНР уже стала частью большой России, а Владимир Путин объявил о демобилизации студентов, вернулись домой. К привычной жизни, к учёбе в академии. А позже стали актёрами театра кукол.
– Те события, через которые прошёл, оказали влияние на мою повседневную и профессиональную жизнь. На многие проблемы и жизненные ситуации реагирую более рассудительно, подхожу к ним с холодной головой, – делится Никита Якунин. – Приобрёл полезный навык в своей жизни – в нестандартной ситуации действовать чётко и оценивать каждую деталь для дальнейших поступков. А в профессии стал более свободным, более зажигательным и осознал, для чего нужна актёрская специальность. На мой взгляд, мы лечим души, несём в мир доброе и светлое.
Он не считает себя героем. Как и другие его коллеги, которые вышли с оружием в руках защищать свою землю. Героями называют девушек. Тех, кто остался работать в театре.
– Подвиг совершили наши девочки-актрисы, которые остались в театре без мужчин, без поддержки, но смогли выстоять и сделать так, чтобы театр продолжал не просто существовать, а жить, – восхищается своими коллегами Валерий Середа. – Эти семь девочек взяли на себя все мужские специальности – звук, свет, роли – и работали. Вот это, я считаю, подвиг.
Сегодня, когда их боевые действия уже позади, наши герои продолжают свою войну. Не менее важную, чем та, в которой с оружием в руках сражались ещё пару лет назад. Сейчас они борются за умы детей. За то, каким станет будущее поколение. И, похоже, тоже побеждают. Ведь каждый раз этот юный, но благодарный зритель, аплодирует их актёрскому подвигу стоя.
Егор КИЛЬДИБЕКОВ