Народный театр «Пламя» 40 лет доказывает: для сцены не нужны дипломы, только страсть. Ни цензура, ни война не смогли погасить его огонь – каждый спектакль стал манифестом надежды. 27 марта отмечается Международный день театра. И это прекрасный повод нанести визит Анатолию Лубенскому – основателю театра «Пламя», который продолжает радовать зрителей вопреки всем трудностям.
Ни кино, ни телевидение, ни модные видеоблоги в Сети не смогли вытеснить театр из наших сердец. Мечта приобщиться к искусству Мельпомены не покидает уже многие поколения девушек и юношей, штурмующих профильные вузы. Но есть более простой способ стать актёром и ощутить на себе волшебный свет рампы и незабываемый запах кулис. Например, можно попробовать свои силы в народном театре, куда принимают даже тех, кто не имеет актёрского образования. Один из таких коллективов – Донецкий народный драматический театр «Пламя».
В позапрошлом, 2023 году этот самобытный и, в какой-то степени, уникальный коллектив отметил свой 40-летний юбилей. И вот, вступив в возраст зрелости, он продолжает насыщенную творческую деятельность. Каждый год – одна-две премьеры. На сцене ДК «Юбилейный» неповторимые образы создают люди, для которых театр стал не просто хобби, наподобие самодеятельности, а неотъемлемой частью жизни. В обыденности они – рабочие, служащие, пенсионеры, студенты далеко не театральных вузов, а в спектаклях «Пламени» мастерски перевоплощаются в героев популярной драматургии.
С первых дней
У истоков народного театра «Пламя» стоял Анатолий Лубенский, который возглавляет коллектив по настоящее время. Его смело можно назвать отцом-основателем. Ведь стараниями Анатолия Васильевича «Пламя» разгоралось буквально с нуля – от яркой искры энтузиазма и творческого вдохновения человека, горевшего любовью к искусству. Сегодня на счету мэтра более полусотни спектаклей.
В Донецк Анатолий Лубенский приехал в 1983 году вместе с семьёй из Запорожской области.
«Я сразу пришёл работать в ДК „Юбилейный“, – рассказывает Анатолий Васильевич в интервью корреспонденту «Донецкого кряжа». – На тот момент здесь не было даже намёка на театральный коллектив. Всё создавалось с нуля. И, наверное, это хорошо. Ведь легче что-то строить самому, на свой вкус, в соответствии со своим пониманием процесса, чем адаптироваться под уже имеющуюся базу».
Высокая планка
С первых дней работы Анатолий Лубенский поставил перед собой и своими единомышленниками, начавшими объединяться в театральный коллектив, очень высокую планку. Требуемые стандарты были на несколько порядков выше уровня самодеятельности.
Первое, чем удивил актёров и администрацию молодой режиссёр, – смелый выбор репертуара. На сцене Дворца культуры Анатолий Васильевич ставил спектакли, названия которых можно было увидеть на афишах театров Москвы и Санкт-Петербурга (тогда ещё Ленинграда).
«Я был уверен, что такая драматургия подстегнёт актёров-аматоров к усиленной работе над собой, и они вытянут из глубин своих душ и сердец самые потаённые чувства, которые помогут воплотить образы полюбившихся многим театралам героев», – вспоминает сегодня Анатолий Лубенский.

Сквозь тернии цензуры
В качестве дебютной работы Анатолий Васильевич выбрал пьесу Виктора Розова «Гнездо глухаря». По тем временам это было достаточно скандальное произведение, тем не менее снискавшее огромную популярность у зрителей. Была даже телеверсия спектакля, где играли такие знаменитости, как Анатолий Папанов и Георгий Мартиросян.
Энтузиазм основателя коллектива вселил уверенность и в актёров. «Пламя» создало свою версию «Гнезда глухаря» – на очень достойном творческом уровне.
По традиции тех лет, прежде чем постановку увидят зрители, она должна была пройти сквозь каток цензуры. Власти Пролетарского района Донецка, где расположен ДК «Юбилейный», знали, какая щекотливая тема – роскошная жизнь высших чиновников – поднимается в пьесе Виктора Розова. Поэтому они наблюдали за творческим процессом с большой настороженностью. А принимать готовый спектакль пожаловала огромная комиссия.
Сдача премьеры, а затем и беседа «на ковре» стали испытанием на психологическую устойчивость для молодого режиссёра. Вот как сегодня об этом непростом эпизоде своей творческой биографии вспоминает Анатолий Васильевич:
«Гостей было более двадцати. Они с интересом смотрели спектакль, даже аплодировали актёрам. Но после того, как опустился занавес, созвали собрание всего коллектива. По выражению их лиц мы понимали, что будет буря. После первого же вопроса у меня чуть не ушла почва из-под ног: „Зачем обитателям Пролетарского района Донецка, в основном горнякам по профессии, знать, что в высших эшелонах власти есть морально нечистоплотные люди?“».
Комиссия выразила свой приговор постановке одной фразой: «Хотелось бы, чтобы вы подбирали другой репертуар».
Вечная тема Великой Победы
Конечно, «зарубленный» спектакль, в который коллектив вложил столько души, было очень жалко. Тем не менее режиссёр подбодрил своих актёров, и вскоре они приступили к работе над новой постановкой.
Пьеса Николая Анкилова «Солдатская вдова» стала тем компромиссным решением, которое можно охарактеризовать народной мудростью: «И волки сыты, и овцы целы». Тема Великой Отечественной войны, 40-летие Победы, которую отмечали тогда, в далёком 1985-м, нашла отклик в сердцах всех актёров «Пламени». Одновременно это совпадало и с «политикой партии». На этот раз выбор драматургии удовлетворил самых придирчивых проверяющих. Комиссия в том же составе смотрела «Солдатскую вдову», затаив дыхание, а женщины тайком смахивали слёзы.
«На этот раз наши труды не пропали даром, – вспоминает основатель народного театра. – Они сказали, что это прекрасный спектакль, так как и тематика подходящая, и всё идейно выдержано. Но, работая над этой постановкой, мы даже не думали об идейности. Просто память о наших отцах и дедах, ковавших Великую Победу, была и остаётся живой в наших сердцах. Мы ещё застали их – живых свидетелей героических событий».
Творческие трофеи
На областном смотре «Солдатская вдова» получила первое место. Позже спектакль и коллектив наградили специальным дипломом Малого театра СССР. А исполнительница главной роли удостоилась ещё и денежной премии. Всю сумму она отдала на нужды коллектива. За это Анатолий Лубенский благодарен по сей день. Ведь на те деньги была куплена шикарная дачная мебель, которая использовалась как реквизит во многих спектаклях. По словам Анатолия Васильевича, она цела и сегодня – 40 лет спустя.
Пламенный репертуар
После неудачи с «Гнездом глухаря» коллектив стал с осторожностью подходить к подбору репертуара. Кстати, «Гнездо глухаря» всё же было поставлено за пару лет до начала боевых действий в Донбассе. Спектакль шёл с большим успехом. А во времена СССР больше всего подходила классика.
«Мы искали некую золотую середину, чтобы и цензуре угодить, и пьесу интересную поставить, – рассказывает Анатолий Васильевич. – Например, проверку прошла драма „Средняя американка“ А. Лауринчюкаса о том, как нелегко пришлось в США эмигрантам из Литвы. Но больше всего на ура шла классика – как русских, так и зарубежных драматургов. И зрителям, и „высоким гостям“ очень понравились „Без вины виноватые“ Островского, „Мнимый больной“ Мольера, „Касатка“ Алексея Толстого, „Женитьба Фигаро“ Бомарше».
С распадом СССР цензуры стало значительно меньше. Но на первый план вышли финансовые проблемы. Работать было трудно, но энтузиасты продолжали радовать зрителей мировыми и отечественными театральными хитами.

Выжить во время военного конфликта
В нулевые ситуация стабилизировалась. Но с 2014 года началось новое испытание – боевые действия в Донбассе. И хотя Пролетарский район был тыловым, людям стало не до театра.
Многие актёры из других, обстреливаемых районов Донецка просто физически не могли приезжать на репетиции. Сократилось и число зрителей. С «Пламенем» остались самые верные и самые преданные любители театра.
Творческий процесс продолжается и сегодня. Новые спектакли, яркие премьеры, детская студия, где готовят будущих актёров. Остаётся только одно – дождаться такой желанной Победы.
Юлия Балдина
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж».